19 мая 2014 года в Центре международной торговли (Москва, Краснопресненская наб., д. 12) состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Центр и регионы России. Актуальные проблемы экономических взаимоотношений и пути их оптимизации».
Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
Проблемы формирования федерального бюджета как экономического индикатора отношений федерального центра с регионами.
Назревшие требования к размещению производительных сил на территории России.
Экономические, социальнополитические и демографические составляющие.
Проблемы подготовки и реализации федерального закона о децентрализации экономики России.
Роль «территориальных министерств» в развитии экономических отношений Центра с субъектами Федерации.
Вел заседание и обратился к собравшимся со вступительным словом, президент «Меркурий-клуба», академик РАН Евгений Максимович Примаков: «Сегодняшняя тема, вынесенная на обсуждение членов и гостей, в нынешних условиях приобретает особое значение. От регионов во многом зависит крайне важный рост экономики. Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в ходе реиндустриализации, развития на инновационной основе машиностроения.
Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы.
Роль наших регионов возрастает в результате событий, связанных с кризисом на Украине. Нужно извлекать уроки из украинских событий для нашего федерального развития. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.
Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионовдоноров. Не менее опасна и другая тенденция – резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 миллиардов рублей, что в 3,3 раза превысило прогнозы Министерства финансов. Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается. Если передаются определенные функции регионам, то необходимо адекватное финансирование.
Особенно болезненно для регионов сказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение Майских указов Президента, передав для этого явно недостаточные средства. В результате муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности. Полученные кредиты идут не на инвестиции – а, как правило, за счет инвестиций, на покрытие тех обязательств, которые спускаются из правительства.
Между тем, в 2014 году регионы должны погасить более 430 миллиардов рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов. Под силу ли это преобладающему большинству регионов?
Совершенно ясно, что самостоятельно на решение этой задачи у них сил нет. Пока трудно сказать какое решение предлагается финансовым блоком правительства для решения этой задачи. По словам, Председателя Счетной палаты – Татьяны Голиковой в 2013 году собственными доходами без учета субвенций свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Ненецкий автономный округ.
До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства. Где выход из создавшегося положения? Очевидно, что ответ на этот вопрос могут дать участники сегодняшнегообсуждения. Со своей стороны назову лишь несколько проблем. Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует, прежде всего, закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений.
Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили. Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными продуманное центром размещение производительных сил на территории нашей страны.
Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века, но до сих пор нет комплексного плана решения этой поистине исторической задачи. О необходимости такого комплексного плана говорится, но этого мало, хотя положительные изменения наблюдаются Недавно в стране были созданы несколько центральных «территориальных» министерств.
Они занимаются территориями Дальнего Востока, Восточной Сибири, Крымом, а теперь уже и Северным Кавказом. Представляется, что создание территориальных министерств разумный шаг. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства правительства, имеющие к этому отношение.
Такой подход, даже на уровне координации заместителя Председателя правительства, оказался в немалой степени безответственным. Теперь положение должно меняться. «Территориальные» министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта, и на них должны в своей части работать другие министерства правительства. Сложится ли такая система – покажет будущее».
Первое слово для дискуссии было предоставлено заместителю министра экономического развития Андрею Николаевичу Клепачу. В своем выступлении он выделил несколько проблемных вопросов: «Первый вопрос – это вопрос в целом о статусе региональной политики
У нас есть огромный блок столичных агломераций московской и питерской, которые дают больше трети ВВП страны, и эта доля не снижается. В 2000-е годы они росли быстрее, чем страна в целом, сейчас ситуация несколько изменилась. Но у нас получается, что, с одной стороны, есть колоссальный крупный центр в виде столичных агломераций и есть действительно растущие опережающим темпом пограничные территории. Кавказ, Дальний Восток при всех проблемах, за исключением 2012 года, но они растут быстрее, чем страна в целом.
Тем не менее, серьезная дифференциация и серьезные проблемы накапливаются во внутренних российских регионах. Еще четыре года назад, когда принималась концепция долгосрочного развития до 2020 года, ставился вопрос а как будет развиваться Россия, какой вектор этого развития: это действительно дальнейшая концентрация ресурсов в столичных регионах и в ряде пограничных регионов, сюда надо еще добавить Калининградскую область, либо это всетаки существенный сдвиг в пользу внутренних российских регионов, но связанных не только с добычей и переработкой сырья, но и с регионами, где есть серьезные интеллектуальные ресурсы, где есть мощная промышленность и аграрный сектор. Это так называемое Большое Поволжье, охватывающее и Южный Урал, это часть регионов Сибири Новосибирск, Томск, где действительно возможен существенный рост отдачи и развития инновационных кластеров, где есть серьезные инженерные и промышленные кадры.
Фактически эти четыре года вначале два кризисных, а затем период посткризисного восстановления и нынешняя развилка они ответа, в каком направлении пойдет пространственное развитие российской экономики, еще не дали. Второй аспект. У нас есть проекты, но развития территорий не сводится к реализации одного, двух и даже трех даже достаточно прибыльных проектов. Такие точки роста нам нужны. Но зачастую создание инфраструктуры в точках роста ведет к деградации на остальной части территории.
Всего в ходе дискуссии выступили одиннадцать человек в том числе: заместитель Министра регионального развития РФ Михаил Давидович Крук; руководитель фракции КПРФ в ГД РФ – Геннадий Андреевич Зюганов; первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Генриховна Дмитриева, руководитель фракции ЛДПР в ГД РФ – Владимир Вольфович Жириновский и другие.
В заключение дискуссии Е.М. Примаков подчеркнул: «Ни в коем случае нельзя сравнивать нашу федерализацию, например, с принципами территориального устройства США. США создавали эмигранты. В РФ же множество народов проживает на своей земле испокон веков. Да, у нас проблема экономической децентрализации назрела, но осуществлять ее надо продуманно, с учетом интересов всех».