29 октября 2016 года в «Президент-отеле» в Москве состоялась торжественная церемония вручения ордена «Почетный гражданин России». Это общественная награда гражданам за многолетнюю и плодотворную деятельность, способствующая укреплению мощи, величия и процветания Российской Федерации. Грамотные, преданные своей профессии люди, обладающие высокой культурой, способные увлекать и вести за собой. Это и есть тот результат, который позволяет убедиться в правильности выбранного и пройденного пути и с оптимизмом смотреть в будущее. Среди кавалеров ордена Минаков Вячеслав Васильевич – заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воронежа. Наш корреспондент, Савельева Ирина, встретилась и побеседовала с ним.
-Корр.: Вячеслав Васильевич, скажите, первый раз Вы получаете такую награду?
-Такую награду, как орден «Почетный гражданин России» я получаю первый раз.
-Корр.: Да, это высокая награда, и редакция журнала «Лидеры отрасли» от души поздравляет Вас с ней, и желает новых творческих успехов в Вашем нелегком, но почетном труде. Расскажите немного о себе, о своем опыте.
-Опыт работы достаточно большой. В 1975 году закончил Липецкий государственный педагогический институт по специальности учитель истории и обществоведения и английского языка и с тех пор работаю в образовании. С 1985 года я работаю директором школы. Сначала школы № 22, потом Учебно-воспитательного комплекса № 1, а затем с 1995 года работаю директором той школы, в которой я работаю и по сегодняшний день. За это время наша школа (кстати, ей исполнилось 20 лет) прошла достаточно серьезный путь. Школа наша является самой большой школой города Воронежа и области – в ней обучается 1815 детей. В 2007 году мы стали победителями приоритетного национального проекта «Образование», в 2013 и 2015 годах входили в топ 500 лучших школ России, в 2014 и 2015 годах мы стали лауреатами конкурса «100 лучших школ России». Вот таковы наши этапы большого пути.
-Корр.: Расскажите о преподавательском составе, как Вы отбираете кандидатов.
-Педагогов 110 человек, общее количество персонала – 156. Педагогов отбираем по мере возникновения вакансий, а детей... Право отбора у нас есть, есть Положение, мы школа с углубленным изучением, поэтому в 5 класс мы проводим конкурсный набор среди учеников. Конкурс проходит и среди своих учащихся, и среди учащихся окрестных школ.
-Корр.: Конкурсный набор в 5-й класс. Это дети уже ориентированы на определенный институт?
-Нет, не на конкретный вуз, дети ориентированы на отдельные предметы. Мы набираем, как правило, два пятых профильных класса с математическим уклоном. С восьмого класса это уже классы с углубленным изучением математики, а в дальнейшем и физики.
-Корр.: Это дает шанс поступить детям в престижные вузы?
-Да, у нас дети хорошо поступают. И в городе Воронеже, и в Москве. Достаточно детей у нас учится в Москве. Один из наших №01/2017 г. ЛИДЕРЫ ОТРАСЛИ 19 знаменитых выпускников Станислав Ершов. Он закончил нашу школу в 2014 году, был неоднократным победителем, призером заключительного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников, поступил в Санкт-Петербургский государственный университет и в этом году в составе команды студентов Санкт-Петербургского университета стал чемпионом мира по программированию, и вот эту команду университета принимал в Кремле наш Президент – Владимир Владимирович Путин. Мы регулярно общаемся с отцом этого нашего выпускника, но он, когда сам приезжает в город, навещает родную школу. Он у нас учился с первого класса.
-Корр.: Скажите, а есть в Вашей школе педагоги на пенсии, вы не провожаете их на заслуженный отдых, вы цените их опыт, или вы работаете с молодыми кадрами?
-Такие педагоги есть. И я согласен с одним выражением, которое я прочитал недавно: «Мы не можем быть ровесниками нашим детям, но мы должны быть их современниками». И у нас многие учителя, будучи в возрасте освоили новую технику, не совсем, конечно, ушли от мела и доски, но пользуются компьютерной сетью, которая есть в школе, работают на интерактивных досках, достаточно продвинуты, и прекрасно работают. Также у нас работает много молодежи. Но молодежь приходит, потом уходит в декрет. Средний возраст педагогов на данный момент 45 лет. Те учителя, которые пришли вместе со мной двадцать лет назад, им было по 23-24 года, многие пришли из моей прежней школы, а теперь им уже за сорок и уже оформляют пенсию по выслуге лет.
-Корр.: Т.е. в Вашей школе годами сложился коллектив единомышленников, настоящая команда, которая с годами не меняется?
-Да это так. Одно время у меня была возможность сменить род деятельности. Я мог стать начальником районного отдела образования, 8 лет назад мне предлагали стать руководителем городского управления образования. Я отказался от этого предложения. Я работаю у себя в школе, мне это нравится. Знаете, мне как-то понравилось выражение, из интервью одного директора школы, который сказал: «Ну, люблю я школу, ну дурак я!»
-Корр.: Скажите, остается ли время на близких или все время школа забирает?
-Время остается. Близкие мои, дочери, выросли уже. Одна живет в Москве, другая в Воронеже.
-Корр.: Ваше жизненное кредо, Ваш девиз с которым Вы движетесь по жизни?
-Быть лучшим, быть первым. Даже когда у меня был выбор номера школы, я выбрал школу с номером один, хотя я мог быть директором и 99-й, и 98-й, я выбрал № 1. С тех пор по жизни так и идем. Быть первым – это тонизирует, накладывает определенный отпечаток, отставать нельзя.
-Корр.: Что можете пожелать нашим читателям?
-Читателям – читать больше, больше читать. Потому что тут как не вспомнить Алексея Максимовича Горького, может и не очень популярного ныне: «Всем хорошим в себе я обязан книгам», я всю жизнь читаю, и считаю, что читать и учиться не зазорно абсолютно в любом возрасте. Мне в этом году 64 года, я учиться по-прежнему люблю.
-Корр.: Вы выглядите прекрасно, я бы Вам никогда не дала Ваш возраст. Вы – молодец. Ну, говорят, когда общаешься с молодыми, и сам будешь молодой.
-Да, конечно, я все время говорю, что учителя у нас в некотором плане энергетические вампиры, поскольку они работают с детьми, за счет детей энергией подпитываются. Вот у нас в школе у единственных, у кого есть плавательный бассейн, который работает уже 20 лет, и с момента открытия ни разу не закрывался. У меня плавают дети, у меня есть уроки плавания. Начиная с этого года, в рамках внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению два часа выделили на занятия плаванием, потому что дети должны учиться плавать и развиваться.