14 марта 2018 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации (Москва, ул. Тверская, д. 11) прошло расширенное заседание Коллегии Министерства посвященное подведению итогов деятельности Минобрнауки России за 2017 год и обсуждение задач на 2018 год.
С основным докладом на Коллегии выступила Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева. Она представила результаты работы ведомства в разрезе основных направлений реализации государственной политики.
О.Ю. Васильева отметила, что катализатором изменений в образовательной и научной сфере на федеральном и региональном уровнях стали майские указы Президента России В.В. Путина, принятые в 2012 году: «Мы выявили наиболее проблемные участки, сформировали механизмы оперативного решения задач, отработали инструменты взаимодействия со всеми участниками реализации майских указов. Одним из самых значимых и масштабных направлений реализации указов стало повышение уровня заработной платы педагогических работников на всех уровнях образования».
Глава Минобрнауки РФ сообщила, что уровень среднемесячной заработной платы в общем, профессиональном, высшем и дополнительном образовании поэтапно повышался. Так, в абсолютных значениях размер средней заработной платы увеличился в 2017 году в сравнении с 2016 годом на 1,6 тыс руб. в общем образовании, на 4,2 тыс руб. – в дополнительном образовании детей, на 2,4 тыс руб. – в профессиональном образовании, на 8,7 тыс руб. – в высшем образовании. Значения показателей уровня заработной платы в среднем по Российской Федерации по итогам 2017 года соответствуют значениям, заложенным в указах.
По словам Министра, 2017-й стал годом полномасштабного развёртывания проектной деятельности Министерства: в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Образование» реализуются пять приоритетных проектов и ещё один – в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт».
«Кратко об основных результатах реализации приоритетных проектов. «Создание современной образовательной среды для школьников»: в рамках проекта в 2017 году за счёт ввода в эксплуатацию 83 объектов и проведённого капитального ремонта школ были созданы 56 888 новых мест, в том числе свыше 12 тыс – на селе. «Вузы как центры пространства создания инноваций»: по итогам 2017 года в ТОП-100 мировых рейтингов вошли 11 университетов, а в ТОП–300 мировых рейтингов – 13 российских университетов. «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий»: разработаны и утверждены 44 федеральных государственных образовательных стандарта среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, входящих в перечень наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей. «Доступное дополнительное образование для детей»: на территории 37 субъектов Российской Федерации сформирована сеть из 51 «Кванториума». Это новые площадки для развития, оснащённые современным оборудованием и укомплектованные специалистами, где на постоянной и бесплатной основе занимаются 45 тысяч детей. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: запущен информационный ресурс, обеспечивающий по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам с возможностью дистанционного освоения дисциплин образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Сейчас банк информационного ресурса включает свыше 450 курсов, представленных 13 образовательными онлайн-платформами» – сообщила О.Ю. Васильева.
Она также проинформировала об обеспечении доступности высшего образования. Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования – формирование объемов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. На протяжении последних трех лет каждый второй выпускник школы имеет возможность поступить на бюджетное место в образовательную организацию высшего образования, на каждые 100 выпускников школы приходится 57 бюджетных мест на первых курсах в ВУЗах.
В 2017/18 учебном году ВУЗам установлено 530 тыс бюджетных мест, что позволило сохранить доступность высшего образования на уровне 57%. При этом процедура распределения бюджетных мест по ВУЗам и регионам основана на анализе потребности экономики, данных о трудоустройстве выпускников, социальной сфере регионов.
Повысилось качество приема в образовательные организации высшего образования: по итогам приемной кампании 2017 года средний балл ЕГЭ, зачисленных на очную форму обучения на бюджет, составил 68,2 балла, что на 1,6 балла выше, чем в 2016 году.
В своем докладе Министр отметила, что в 2017 году была реализована полная система инструментов поддержки сектора науки, а также сохранён высокий уровень исследовательских коллективов и исследований: «У нас происходит рост инвестиций в науку в 2017 году – по отношению к 2012 году внутренние затраты на исследования и разработки увеличились в 1,3 раза - с 699,9 млрд руб. в 2012 году до 943,8 млрд руб. в 2016 году. Также доля публикаций российских исследователей в мировом потоке составила 2,44%. Это означает, что национальная фундаментальная наука находится на переднем крае исследований в мире».
Глава Минобрнауки РФ информировала о наиболее значимых общесистемных мероприятиях и проектах Министерства в 2017 году. Среди них - разработка отраслевой стратегии развития образования – документа, охватывающего все уровни образования; модернизация образовательной статистики; комплексный мониторинг системы образования; работа по совершенствованию и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.
Среди задач на 2018 год О.Ю. Васильева перечислила, в том числе, реализацию совместно с субъектами РФ проекта по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования; формирование национальной системы учительского роста; разработку и утверждение предметных концепций по физике, химии, биологии, астрономии, ОБЖ; государственную поддержку модернизации и обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций; поэтапное внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и модернизацию дефектологического образования; развитие органов студенческого самоуправления и реализацию программ международного молодёжного сотрудничества; завершение работы над проектом федерального закона «О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации».
Затем на заседании Коллегии с докладами выступили: аудитор счетной палаты Александр Васильевич Филиппенко, заместитель Министра образования и науки РФ – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Гумерова Лилия Салаватовна, председатель Комитета ГД РФ по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов и другие.