Иностранные языки нужно преподавать с «прививкой» патриотизма, воспитывать глубокое осознание своей принадлежности к обществу, в котором мы живем со школьной скамьи, считает директор школы Эдуард Чухнов. Г оворят, что в жизни должно два раза повезти – у кого родиться и у кого учиться. Языковая школа ЁКО «Рассвет» хорошо известна в своём регионе, так как открылась в 1994 году и о ней сразу заговорили.
Она стала не только первой языковой школой с одновременным изучением четырех иностранных языков на Дальнем Востоке и, возможно, по стране в целом, но также получила особую миссию по воспитанию подрастающего поколения. Почти четверть века, преподавая детям иностранные языки, здесь воспитывают на идеях гражданского долга в своём Отечестве, выстраивая учебные программы таким образом, чтобы и родное слово росло и усиливалось на фоне овладения словом иноземным.
Об особой роли родителей в воспитании учащихся школы и заслуге сохранивших заветы своих учителей уже повзрослевших выпускников говорил директор Школы «ЁКО» Эдуард Владимирович Чухнов в Москве на вручении ему Ордена «Звезда Отечества» за активную деятельность в воспитании молодёжи по усилению могущества Российского государства, укреплению мира и дружественных отношений между народами.
Уже довольно ощутимый период времени всё более заметно идет новый процесс интеграции российского общества в общую картину мира. Россияне, в первую очередь, активные люди, ездят за рубеж, чтобы просто отдохнуть или научиться новому, пройти стажировку по своей специальности и вернуться уже с добавочным багажом знаний на свою Родину. Знание иностранного языка не является чем-то особенным для России в её исторической перспективе. Вспомним хотя бы нашего Михаила Васильевича Ломоносова, который знал с дюжину языков, будучи и достоянием и патриотом своего Отечества! Также и сегодня знание языков остаётся необходимостью, помогающей и успешно вести бизнес, и путешествовать с комфортом, и просто общаться с интересными и нужными людьми.
В стране много языковых школ, курсов, студий, репетиторов. Все они, как правило, прекрасно владеют своим предметом, есть много преподавателей, которые не забывают при обучении своих студентов внушать любовь к родному языку через призму иностранного. Иногда полюбить русский можно понастоящему, лишь выучив другой язык. Сегодня наблюдается большой приход на российский рынок иностранных компаний, увеличение объемов международного туризма, большая популярность иностранных и, прежде всего, англоязычных сайтов в интернете и т.д. Всё это не даёт нам право пропускать деловую информацию из-за пробелов в том же английском.
– В этой ситуации, как бы Вы определили миссию языковой школы ЁКО «Рассвет»? С этим вопросом мы обратились к директору школы Эдуарду Чухнову.
– В течение многих лет школа дает своим учащимся и взрослым, и детям инструмент, который необходим для понимания ситуации вокруг России. Не случайно девиз нашей школы: «Владеешь языками – владеешь положением!». Умея самостоятельно анализировать сообщения извне, вал которых захлестывает пространство вокруг нас, любой человек может выбрать полезное для собственного развития в любой отрасли современного знания, в том числе и научного. А также защититься и при необходимости защитить своих родных от ненужной или даже негативной информации. Основная цель для нас – как можно более полно раскрыть творческий, человеческий и нравственный потенциал подрастающего поколения, улучшить их коммуникативную культуру, как на русском, так и на английском языках, обучить их необходимым в жизни профессиональным навыкам в творческой, деловой и социальной сфере, – ответил Эдуард Владимирович.
Когда его спрашивают, какими языками владеет, он всегда отвечает, что на первом месте у него русский язык, которым он не перестаёт восхищаться, профессионально сравнивая его с другими.
В Уставе школы записано: Всем желающим учиться в языковой школе «ЁКО» просто необходимо помнить об одном крайне важном условии: качественное овладение иностранным языком подразумевает уверенное знание языка объединяющего народы России – русского. Без хорошего знания родного языка невозможно заметить тончайшие отличия родной речи от речи другой страны, а порой и увидеть общее в культурах и национальных особенностях разных стран. Не случайно российский триколор занимает центральное место в школе «ЁКО». Обучение с момента открытия ориентировано на то, чтобы знание иностранных языков не заслоняло, а помогало в понимании и языка и культуры своей Родины!
– Некоторые иностранцы десятилетиями учат русский, чтобы прочувствовать Пушкина. Они говорят так: «Тонкости языка этого величайшего поэта непереводимы! Нет таких языковых возможностей, чтобы передать всю красоту, глубину русского слова в его творениях». И они учат русский и этим гордятся! Глубина нашего языка порой удивляет. Попробуйте «без потерь» перевести слово «позёмка». Не передать и восприятие вариантов такого любимого нами слова «бабушка» – бабулька, бабусенька, бабуленька… Не везде можно найти такую гибкость. Я восхищаюсь русским языком!
Эдуард Владимирович с беспокойством говорит о том, что в последнее время словарный багаж россиян перенасыщен американизмами и терминами, заимствованными из других языков. Самое интересное, что это оправданно далеко не всегда. Русский язык не просто богат, он более чем самодостаточен. А язык иностранный современному россиянину необходим, чтобы быть в курсе событий, а порой и предвосхищать новостную информацию из многочисленных каналов ее поступления, будь то интернет или телевидение, понимать и критически самостоятельно оценивать, о чем говорят, пишут коллеги или друзья из разных стран.
–Говоря на иностранном, нельзя даже на мгновение забывать красоту и мощь родного языка. Бывая за границей, мы невольно становимся посланниками своей страны, а значит, несем ответственность за лицо России и ее граждан. Умение доходчиво на языке собеседника рассказать о себе, о своем родном крае, о самобытности и неповторимости своей культуры практически всегда считалось качеством, присущим высокообразованному человеку нашей страны, – сказал директор школы.
А вообще Эдуард Владимирович любит немецкий, на котором продолжает совершенствоваться в философии, деловой английский, основы которого он преподаёт бизнесменам, несколько лет работал в общеобразовательной школе, где вёл японский школьникам, может перейти на французский при общении с чурающимися английского языка французами, которые любят и ценят свой язык, по Китаю путешествует с китайским, хотя считает, что как раз этот язык невероятно сложен для любого иностранца, чтобы действительно говорить на нём красиво и без ошибок. И когда лидер такого уровня возглавляет языковую школу, можно только представить, как повезло его ученикам, которые имеют возможность брать с него пример отношения к родному Отечеству, стремлению к новым знаниям. Э.В.Чухнов – сформировавшийся человек и личность с твёрдыми убеждениями. Он проходил службу на Тихоокеанском флоте, и как участник двух длительных походов на подводной лодке имеет две награды «За дальний поход». За время исполнения долга перед страной, как и каждый мужчина из СССР, Э.В.Чухнов неоднократно поощрялся командованием за отличное исполнение службы на боевом посту.
Из 26 лет педагогического стажа Эдуард Владимирович свой самый первый год (еще до получения высшего образования) сразу после службы работал воспитателем в школе-интернате №4 для слабовидящих детей города Свободного, где также говорил ребятам как воспитатель о взаимопомощи, нужности каждого человека окружающим людям в семье, школе, городе, стране. После окончания высшего учебного заведения, в 1992 году был принят ассистентом кафедры иностранного языка, защитив с оценкой отлично дипломную работу на тему «Логико-психологический анализ средств образности художественной речи» по материалам русских, немецких, английских и французских поэтов. Важно отметить, что защита диплома велась на немецком языке.
А в1994 году Эдуард Владимирович был назначен директором школы, где и работает по сей день.
– Корр. А как Вы отбирали педагогический коллектив, по каким критериям?
– Педагогический персонал отбирали в первую очередь по профессионализму, любви к детям. Я убежден, что любые самые совершенные технические приспособления остаются, и надеюсь, что останутся лишь помощью живому слову преподавателя, кредо которого – влюбленность в свой предмет, самоотверженность в работе.
Учителя любого профиля обязаны постоянно учиться, повышать свою квалификацию, сами подвергаться различным экзаменам, участвовать в семинарах-тренингах, ведь пределов совершенствованию нет.
Хотелось бы, чтобы данная статья собрала больше сторонников в школах нашей страны, где говорят учащимся о любви к семье, к своему Отечеству. В любой языковой школе просто программно место теме «Моя страна – Россия». Еще с дошкольного возраста дети учатся любить свою малую родину, тот город, в котором они живут, свою семью, традиции, культуры. Это очень важно, когда ребенок ощущает себя в таком большом мире счастливым, и через окружающих его людей учится постигать жизненные основы: добра, уважения, восхищения, любви, – всего того, что делает человека любящим свою Родину без «нажима», непринужденно.
Нужно отметить, что у школы в друзьях есть учебные заведения в стране, где присутствует тема любви к Родине на всех курсах, включая дошкольный возраст учащихся, где также идёт обучение противостоянию некоторым совсем ненужным нам тенденциям к «проникновению» иной идеологии через некоторые учебники по разным предметам на иностранных языках.
Школа Э.В.Чухнова, как и другие, участвует в проведении международных экзаменов, например, Кембриджских экзаменов, но, несмотря на это, имеет собственную стратегию, которая позволяет получать качественное языковое образование, выверяя при этом тексты учебников, которые приходят из-за рубежа.
– Я с прискорбием замечаю, что в отдельных языковых школах некоторая часть преподавателей иностранных языков, не задумываясь, внушает детям «тягу к загранице», активно привносит «непатриотизм», заставляет думать только негативно о нашей системе образования. И это пугает, – говорит директор школы. – У нас в стране не нужна болезненная увлеченность всем иностранным. Как-то я разговорился со знакомым, который эмигрировал в Австралию. Он всячески стремился показать, как он хорошо говорит на английском, и совершенно забыл русский язык. Он просто давил в себе «русскость». И это большая беда. А в то же время люди, которых когда-то насильно выдворили из страны, а это уже для кого-то и под сотню лет, грамотно и с любовью говорят по-русски в своём «высоком возрасте», даже если они действительно владеют парочкой иностранных языков!
– Иностранные языки нужно преподавать, помня о Родине, воспитывать гражданственность со школьной скамьи. Сегодня, к сожалению, люди часто путают два понятия: любовь и уважение. Иностранцев, их страну, исторические традиции и язык учимся уважать, а любить мы можем только свою Родину, – уверен Эдуард Владимирович. Среди учеников школы есть выпускники, которые после получения высшего образования в столице нашей Родины - Москве, трудятся в серьезных компаниях и организациях.
Среди выпускников есть дипломатические представители высшего ранга нашего государства, что мы расцениваем, как результат воспитания школы и родителей при тщательно продуманной постановке целей и задач в изучении языков, – считает директор школы.
В настоящий момент основными преподаваемыми языками в школе являются английский и язык ближайшего соседа – китайский.
Среди учащихся школы есть победители региональных и городских конкурсов по немецкому, французскому, английскому и китайскому языкам.
Грамотами и благодарственными письмами за участие в различных фестивалях, совместно с китайскими товарищами, где дети читают стихи Пушкина и других русских поэтов на китайском, а китайские учащиеся – на русском, гордятся родители и преподаватели школы.
Хочется добавить, что зная иностранный, ты больше уверен в достоверности получаемой информации, не только на политическом поприще, но и в бизнесе на любом его этапе – от идеи до воплощения. Для бизнесмена, знающего язык, вполне реально предотвратить угрозу потери деловой информации во время переговоров через незнакомого переводчика, который может быть ангажирован конкурентами или просто способен нечистоплотно воспользоваться полученной информацией – сказал директор школы.
Наша справка. За свою долголетнюю и эффективную деятельность образовательное учреждение «Языковая школа ЁКО (Рассвет)», награждена золотой медалью в результате отборочного этапа Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Дальнего Востока – ГЕММА – 2010». Э.В. Чухнов принят в почетные члены Международной Академии качества и Маркетинга в 2017 году. Школа входит в число 100 лучших организаций дополнительного образования детей России. Руководитель является обладателем медали «Директор года – 2017». Чухнов Эдуард Владимирович (по ходатайству родителей и уже социально значимых для России выпускников школы) решением Оргкомитета Международного Форума «Инновации и развитие» награжден Орденом «ЗВЕЗДА ОТЕЧЕСТВА» за заслуги, способствующие социальному процветанию России. Девиз Ордена «Труд, честь, доблесть на благо Отечества».
ЧУДОД «Языковая школа «ЁКО (Рассвет)»
675000 Россия, Амурская область, город Благовещенск, улица Зейская, 235, Тел.: +7(4162) 491428 и +7 (9145) 388516, e-mail: yookoo@mail.ru