+7 (495) 662-69-96

г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26Б стр. 3
3-й этаж, офис 23

Главные новости
Реклама

Hilti-Banner

banner-kls

 

 

Наука и образование >> Наша миссия – развивать и реализовывать потенциал интеллектуально одаренных детей

Наша миссия – развивать и реализовывать потенциал интеллектуально одаренных детей

 Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и процветание страны. Поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов – необходимый элемент модернизации экономики России. 

Как организована работа с интеллектуально одаренными детьми в образовательных организациях Сургутского района? На этот и другие вопросы отвечают начальник отдела развития и оценки качества образования департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района, кандидат биологических наук Оксана СИНЮК и ведущий специалист отдела Татьяна ВОЛКОВА. 

Одно из приоритетных направлений деятельности в муниципальной системе образования – выявление и поддержка интеллектуально одаренных детей. Как эта работа проводится у вас? Какие возникают проблемы? 

Оксана Синюк: - Прежде всего несколько слов о нашем районе. Муниципальное образование Сургутский район, входящее в состав Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, – самый крупный по численности населения и объему промышленного производства. Здесь проживает около 123 тыс. человек.

 В районе действует 55 муниципальных образовательных организаций, где обучаются 25 тысяч человек. Это 30 детских садов, 21 школа и 4 организации дополнительного образования. 

Что усложняет нашу работу с одаренными детьми? В нашем районе, приравненном к районам крайнего Севера, 33% образовательных организаций расположено в сельской местности. Многие из них находятся в труднодоступных местах, добраться до которых в разное время года можно только вертолетом, водным транспортом или по зимнику. Образовательные организации удалены друг от друга на сотни километров, в них абсолютно различные условия для образования. Есть сельские школы, и детские сады, есть и городские. Есть огромные, где почти 2 тысячи обучающихся, есть и малокомплектные, где меньше 100 учащихся. У нас нет специализированных школ,  поэтому работа по выявлению и поддержке одаренных детей значимее вдвойне. И ведётся она с большей душевной отдачей, потому как в российской глубинке особый уклад жизни, особое отношение к детям. 

- Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно применяются сегодня в России: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах, осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. А как эта работа организована у вас? 

Оксана Синюк: - Несмотря на все сложности, образовательные организации Сургутского района активно участвуют во всех прогрессивных преобразованиях сферы образования. Как известно, 3 апреля 2012 года Президентом РФ В.В. Путиным была утверждена Концепция обще- национальной системы выявления и развития молодых талантов. Однако задачи, определенные этим документом, решались у нас задолго до ее принятия. Например, в нашем районе уже 21 год проводится конференция в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Более 20 лет проводится комплексная спартакиада обучающихся. 15 лет действует Ассоциация детских объединений и организаций школьников Сургутского района «СЕВЕРиЯ». На протяжении многих лет образовательные учреждения являются участниками всероссийской Национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», других федеральных программ и мероприятий. 

Таким образом, наши муниципальные образовательные организации максимально включены в общероссийские процессы модернизации образования. Их работники де- лают все возможное для развития идей, заложенных в государственной концепции, создают оптимальные социально-педагогические условия для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

 - Работа с одаренными детьми ведется на систем- ной, комплексной основе или же она осуществляется фрагментарно, от случая к случаю? 

Татьяна Волкова: - В большей части наших организаций работа с одаренными детьми остается одним из приоритетных направлений, и потому уже выстроена определенная система на научной основе. Подчеркну, что осуществляется именно комплексный подход: в большинстве школ и учреждений дополнительного образования района (93%) реализуются программы работы с одаренными детьми или подпрограммы и разделы программ развития организации. 

И система эта действует не фрагментарно, а постоянно и очень эффективно. Начиная с выявления одаренных детей с помощью научных диагностик, которые позволяют получить полную информацию об интеллектуальном, творческом, физическом потенциале детей. Эта система включает также выбор методик и форм обучения, сотрудничество с вузами и другими социальными партнерами. И что очень важно - особое внимание уделяется созданию благоприятного климата в семье одаренного ребенка. Все это позволяет не только в полной мере развить имеющиеся способности обучающихся, но и распознать их «скрытые», нереализованные пока возможности и способности. 

Оксана Синюк: - Как я уже сказала, в Сургутском районе нет специализированных образовательных организаций – лицеев и гимназий. И чтобы обеспечить тесное взаимодействие между ними, пропагандировать передовой опыт, на базе 7 школ и детских садов, расположенных  в разных территориях района, так называемых кустах, созданы районные ресурсные центры. Эти центры работают по самым актуальным направлениям, в частности «образовательная робототехника», «шахматное образование», «математическое образование», «экологическое образование», «социокультурное образование», «российское движение школьников». 

При департаменте образования и молодёжной поли- тики администрации Сургутского района действует Координационный совет по поддержке одаренных детей и молодежи в Сургутском районе. В его составе – представители департамента образования и молодёжной политики, управления культуры, туризма и спорта, муниципальных образовательных организаций, вузов. 

- Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Привлекаете ли вы к выполнению этой важной миссии работников высшей школы? 

Оксана Синюк: - Безусловно! Образовательные организации самостоятельно сотрудничают с вузами. Специалисты высшей школы, как говорят, всегда «на связи», они не только дают консультации, но и осуществляют научное руководство ученическими исследовательскими работами, оказывают содействие в проведении мероприятий. Так, департамент образования и молодёжной политики привлекает ученых Сургутского государственного педагогического университета и Сургутского государственного университета» к участию в проведении многочисленных районных мероприятий: экспертиза исследовательских работ, консультирование, работа круглых столов, проведение семинаров, составление олимпиадных, конкурсных заданий, оценка олимпиадных и конкурсных работ. 

Непосредственная работа с интеллектуально одаренными детьми ведется в 96% всех школ и учреждений дополнительного образования через научные общества или объединения. Это позволяет создать условия для того, чтобы у этих пытливых, зачастую неординарно мыслящих детей была возможность развить свой интеллект, заняться интересным делом, приобщиться к науке, самостоятельно или вместе с другими исследовать, изобретать, более глубоко изучать предметы, учиться сотрудничеству. Конечно же, это поможет им в дальнейшем и профессию выбрать, и состоятся в самой профессии.

 - Одной из составляющих системы поиска и поддержки интеллектуально одаренных детей является проведение различных интеллектуальных соревнований и состязаний. Как эта работа проводится у вас?

 Оксана Синюк: - Школьники и дошкольники района участвуют в многочисленных заочных и дистанционных региональных, всероссийских и международных мероприятиях. Но куда интереснее и продуктивнее – очное участие! И наши инициативные школы расширяют сферу общения в работе с одаренными детьми. Так, с 2013 года Лянторская школа №4 получила статус регионального представителя НО Благотворительного фонда наследия Менделеева в Сургутском, Нефтеюганском районах, го- родах Сургуте и Нефтеюганске по организации и проведению мероприятий и образовательных программ Фонда (Всероссийский проект «Путь к Олимпу», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся имени Д.И.Менделеева, Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок»). По сути, эти мероприятия –стартовая площадка для участия в федеральных очных мероприятиях. Наши школьники – победители региональных этапов – полу- чают право на участие в федеральных этапах конкурса и фестиваля. Также эта школа является районной опорной площадкой в г. Лянтор для проведения очного финального этапа международной олимпиады по основам наук, которая организуется автономной некоммерческой организацией «Дом учителя Уральского Федерального округа» г. Екатеринбург. 

Ещё одна опорная площадка проведения очного финального этапа международной олимпиады по основам наук, но уже в п.г.т. Федоровский, - Федоровский центр дополнительного образования. Очень важно, что многие дети из отдаленных по- селений, которые не имеют возможности выезжать за пределы района, могут теперь принимать участие в таких статусных интеллектуальных мероприятиях. 

Татьяна Волкова: - Очень много и интеллектуальных состязаний проводится и на уровне нашего района. Организатором всех районных мероприятий выступает департамент образования и молодежной политики администрации Сургутского района. Проводятся они муниципальными образовательными организациями,  большинство – при участии вузов. А вот участие в них для наших школьников – это всегда долгожданная возможность пообщаться со сверстниками из других по- селений района. 

Самыми масштабными по уровню организации являются районные конференции в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее». Их проводят 5 организаций при содействии двух вузов Сургута: Лянторские школы № 4 и №6, Сайгатинская школа, детский сад «Сибирячок» г. Лянтор, Лянторский центр дополнительного образования.

 В апреле 2018 года пройдет уже 22 научная конференция молодых исследователей Сургутского района. Участие в конференции всегда было востребованным: научные общества учащихся с увлечением занимаются ученическими исследованиями, а на самой конференции дети имеют возможность живого общения с учеными и с юными исследователями – своими сверстниками. Желающих участвовать оказалась настолько много, что 18 лет назад департаментом образования было принято решение проводить отдельно научно-практическую эко- логическую конференцию («Молодежь исследует окружающую среду»). 9 лет назад – ещё и экологическую конференцию для школьников 2 – 6 классов (экологическая конференции «Экология: первые шаги» имени Галины Ивановны Кушниковой). 8 лет назад – районный конкурс исследовательских работ обучающихся 2 - 7 классов «Юниор», а 4 года назад – районный фестиваль исследовательских работ детей 5 – 8 лет «Хочу всё знать!».

 - А выступают ли с интересными и достойными распространения инициативами сами школы? Становятся ли они организаторами районных мероприятий?

 Оксана Синюк: - Разумеется! Вот уже 6 лет Солнечная СОШ №1 проводит районный межпредметный интеллектуальный марафон знаний обучающихся 4-х классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Кстати, одни из разработчиков заданий и председателем жюри является ученый Сургутского государственного педагогического университета. 

Белоярская СОШ №1 седьмой раз проводит районные образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения для обучающихся и педагогов. Чтения представляют собой ряд мероприятий в течение всего учебного года: пленарное заседание (совместные проекты учеников и учителей); работа секций; районная олимпиада по русскому языку для обучающихся 1-11 классов, включающая задания по исторической грамматике, истории языка (разработчики заданий и председатели жюри – ученые Сургутского государственного педагогического университета), выставка творческих проектов; конкурс чтецов для обучающихся 1-4 классов; конкурс устных сочинений для обучающихся 5-8 классов; конкурс ораторского мастерства для обучающихся 9-11 классов.

 Четвертый год Лянторская СОШ №6 приглашает обучающихся 5-10 классов на районную метапредметную олимпиаду, а Лянторская СОШ №1 – на районную гуманитарную олимпиаду «Умники и Умницы». Вот уже два года Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов ведет районный сетевой проект «Нескучная математика» для обучающихся 5 – 8 классов.

 - Каков же главный результат вашей работы с одаренными детьми? 

Татьяна Волкова: - О результативности системы работы с одаренными детьми, сложившейся в Сургутском районе, говорит то, что 50% от общего количества участников из Сургутского района в мероприятиях от районного до международного уровня для интеллектуально одаренных детей становятся победителями, призёрами и номинантами. В 2016-2017 учебном году, например, из 23868 участников – 11799 победителей. Такую систему, я думаю, можно назвать гарантом поддержки одаренных обучающихся.

 Оксана Синюк: - Но главное даже не в этом, а в том, что она, эта система, дает возможность детям из так называемой глубинки не остаться нераспознанными, прийти к осознанному пониманию своих способностей и раз- вить их, реализовать потенциал. И, может быть, понять свое предназначение, определиться с выбором будущей профессии. 

И, конечно же, в Сургутском районе уникальные педагоги: с особой добропорядочностью, с таким хорошим упрямством, гордостью за себя и искренностью надежды, что их воспитанники станут достойными гражданами передового района и великой страны.

 И становится понятно, почему (перефразируя слова великого человека из другой российской глубинки – М.В.Ломоносова) «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов…» рождать наша очень не - простая северная земля.



Партнеры

>