30 августа 2018 года. Символ великой русской реки к своему юбилею обрел новую жизнь. «Канал имени Москвы» реконструировал скульптурную композицию «Волга».
Исполинский монумент Рыбинского гидроузла украшает парадные ворота реки Волги. Его авторами являются Сергей Дмитриевич Шапошников, Вера Сергеевна Малашкина и Николай Васильевич Донских.
«Мать–Волга» - один из главных монументов Рыбинска, а в 2016 года скульптура официально стала символом города.
Скульптурная композиция располагается на дамбе и представляет собой фигуру женщины в простом платье. Одна рука ее направлена в сторону Рыбинского водохранилища, приветствуя проходящие мимо теплоходы, а другая держит свиток чертежей с планом ГОЭЛРО. Внизу парит буревестник. По периметру постамента проходит скульптурный пояс из круглых литых барельефов. Высота железобетонного монумента составляет 17,4 м.
В ходе строительства Рыбинского гидроузла здесь планировалось установить скульптурную композицию Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница». Она должна была увековечить труд строителей Рыбинской гидроэлектростанции. Добраться до Рыбинска всемирно известным «Рабочему и колхознице» помешала война. В итоге монумент обрел свое место в Москве на ВДНХ.
В начале 50-х годов на государственном уровне вернулись к идее увековечить трудовой подвиг создателей Рыбинского водохранилища и грандиозных сооружений Рыбинского гидроузла. Эту задачу воплотил в жизнь московский скульптор С.Д. Шапошников.
Побывав в 1950 году на месте и увидев грандиозность гидросооружений, оценив рельеф местности, он создал десятки эскизов, прежде чем нашел нужный образ, связанный с великой рекой, способный эмоционально воздействовать на тех, кто его видит. С.Д. Шапошников предложил поставить скульптуру не на площадке-подиуме перед средней шлюзовой башней, а в самом начале дамбы, выступающей более чем на километр в рукотворное море. Архитектурную задачу выполнил его соавтор Н.В. Донских. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. Государственная комиссия утвердила предложенный им проект.
Создавалась «Мать-Волга» так: двухметровую модель скульптуры распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили и статую, и высокий пьедестал для нее.
Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Словно игрушку - конструктор собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет».
Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела «Волги». Только на изготовление простертой вперед руки понадобилось 16 тонн бетона.
Летом 1953 года освобожденная от деревянного кожуха «Мать-Волга» - величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом, решительным рисунком губ, взглянула в водную гладь и с тех пор, она не перестает вызвать восхищения у тех, кто ее видит.
Недавно была проведена реконструкция монумента «Волга». Она выполнялась в рамках комплексных работ по реконструкции причально-направляющих сооружений и дамб Рыбинского шлюза.
Было восстановлено покрытие плит оголовка дамбы, на которой стоит скульптура, отремонтированы фундамент постамента и балюстрада, «вылечены» трещины в бетоне, отреставрированы барельефы. Фигуру монумента промыли, заштукатурили, покрасили и обработали специальным защитным составом. Благоустроена территория вокруг скульптурной композиции: на песчаную подушку уложен дорнит, сверху отсыпано щебеночное покрытие, высажены кусты шиповника. В темное время суток «Волга» подсвечивается специальными светильниками.
«Гидротехнические сооружения «Канала имени Москвы», будучи образцом отечественной инженерной мысли, являются также украшением Центральной России, парадным символом внутренних водных путей Московского бассейна. Мы стабильно поддерживаем эти объекты в нормальном, безаварийном состоянии и планируем продолжить проекты реконструкции для сохранения уникального архитектурного облика», - сообщил руководитель ФГБУ «Канала имени Москвы» Герман Вячеславович Елянюшкин.