Малый бизнес и госкомпании: «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» — такой была тема делового завтрака, которым открылись мероприятия Дня российского предпринимательства в ЦВК «Экспоцентр».
Посыл понятен: проблема взаимодействия малого и крупного бизнеса стоит остро, все согласны, что ее надо решать, но участие малого бизнеса в закупках корпораций с госучастием по-прежнему вызывает много вопросов, отметил ведущий делового завтрака Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Малый бизнес, говоря о том, что ему мешает, отмечает «доморощенность» конкурсных процедур из-за внесения в них крупными компаниями своих, часто слишком специфических, требований; непрозрачность, неточность, неконкретность предъявляемых требований, скрытые преференции для «своих» прикормленных малых фирм и т.д. В результате нередко так и получается: официально малому бизнесу путь ко взаимодействию вроде бы и открыт, но на практике в силу различных условий очень часто «вход воспрещен». Между тем, малый бизнес очень заинтересован участием в закупках предприятий с госучастием: это гарантия стабильной работы любой малой компании.
Исследование, проведенное ТПП РФ, отметил Сергей Катырин, показало: крупный бизнес закупает у малого предпринимательства прежде всего услуги (более 90 процентов объема закупок у «малышей»). А вот у производственного малого бизнеса, которого и так катастрофически немного сегодня в стране и которому очень нужно участие в закупках госкорпораций, ситуация значительно хуже: крупные предприятия с госучастием с ним сотрудничают мало.
Что мешает? Что надо сделать? Как распространить лучшие практики? Об этом оговорили участники делового завтрака.
Далеко не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, уверен председатель Комитета Госдумы ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Есть большое количество положительных примеров взаимодействия крупного и малого бизнеса. Но, безусловно, правила игры надо уточнять и совершенствовать. В первом чтении уже обсужден законопроект, предусматривающий более понятные правила закупок для госкомпаний. Законодатели также стремятся сделать прозрачнее электронные торги. Не исключено, что изменения относительно заказа госкомпаний будут приняты еще в ходе нынешней сессии.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян считает, что нынешний закон о закупках в части, касающейся участия в них малого бизнеса, нуждается в совершенствовании. Замглавы ФАС напомнил, что закупки оцениваются в 30 трлн рублей. Но действующее законодательство (в частности ФЗ-223) дает возможность определять «своих» и «чужих» во время тендеров (конкурсов), а это резко ограничивает конкуренцию. Есть и хорошая новость: скоро участники госзакупок на сумму до 5 млн рублей смогут отказаться от финансового обеспечения своей заявки. Для малого предпринимательства это очень важно. Решается вопрос об обязательном расчете с исполнителем контракта в течение 30 дней со дня завершения работ (пока же заказчики нередко оттягивают перечисление денег, насколько удастся, оставляя малые компании без средств для развития). Прорабатывается вопрос об использовании только электронного аукциона при проведении торгов на обычные строительные работы. Это сегодня самая прозрачная процедура.
Следует признать, отметил представитель ФАС, что чиновники и госзаказчики более консолидированы, чем представители бизнеса, в отстаивании своих интересов, и поэтому «пробить» их защиту и изменить ситуацию весьма непросто. Здесь очень важна роль торгово-промышленных палат и других предпринимательских объединений – им надо активнее действовать.
В связи с последним замечанием президент ТПП РФ Сергей Катырин сообщил, что у Палаты есть большой опыт консолидации бизнеса. Для решения того или иного вопроса совместно могут выступить в одном строю все объединения бизнеса, и примеров, когда бизнес успешно отстаивал свои права, немало.
К концу года, сообщил руководитель АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман, объем заказов, размещенных у малого и среднего бизнеса, может превысить триллион рублей. Нужна стандартизация требований, безусловно, с учетом отраслевых особенностей, сказал он и сообщил, что предполагается проводить контрольные закупки – это поможет бороться с нарушениями, в частности, с использованием афиллированных структур. Впрочем, высказал уверенность Александр Браверман, триллион рублей до крона года – это сумма, которую одни м афиллированным структурам не одолеть (а тем временем борьба с нарушениями усовершенствуется).
Требования к товарам и услугам могут устанавливаться заказчиком, но аккредитация и сертификация не должны становиться бизнесом для госкомпаний. В стране работает больше 200 электронных площадок. Это много. Надо смотреть, как они работают, и оставлять действительно нужные. Таких, по его мнению, будет порядка десяти. Что же касается прозрачности всей процедуры закупок, то, по мнению Александра Бравермана, эффект может дать также совместная работа ФАС, прокуратуры, объединений бизнеса, и прежде всего ТПП РФ.
Свое мнение высказали представители госкомпаний. Статс-секретарь — вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков считает, что определенные проблемы для участия малого бизнеса в закупках госкомпаний представляют сами масштабы деятельности госмонополий. Например, РЖД закупает крупную готовую продукцию – ни рельсы, ни тепловозы малый бизнес не производит. Где это можно, компания старается крупный заказ дробить, что бы они был доступен для малых предприятий. РЖД максимально уменьшает количество требуемых от малого бизнеса документов.
На закупки у малого бизнеса мы выделили 8 млрд рублей, сообщил заместитель руководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов. Малые компании строят переходы, занимаются проектно-изыскательными работами. Но малому бизнесу, учитывая специфику работы, выполнять сложные проекты пока поручать не удается.
Заместитель директора филиала ЗАО УБТ-Уралвагонзавод» в Москве Дмитрий Ельник обратил внимание на необходимость малому бизнесу учиться, чтобы можно было общаться на профессиональном уровне. Много, например, ошибок в оформлении документов, есть непонимание относительно точного соблюдения сроков поставок и т.д. Предлагается уменьшить обеспечение сделок. А что делать, если малые компании сорвут выполнение заказа, как это случается? Кто-то должен гарантировать надежность малых и средних предприятий (в этом году будет составлен реестр поставщиков, заявил в связи с этим Сергей Катырин, на него и можно будет ориентироваться. Еще одно решение – помогать малым предприятиям стать надежными поставщиками).
Здесь может помочь также реестр добросовестных поставщиков, который ведет ТПП РФ, сообщила вице-президент Палаты Елена Дыбова. В реестр сложно попасть, но если малое предприятие находится в реестре, то с ним можно иметь дело без опаски за срыв сроков или ненадлежащее исполнение заказа.
Подвел итоги делового завтрака президент ТПП РФ Сергей Катырин. Банкиры любят утверждать, что клиентов надо растить. Можно смело сказать, что точно так же надо растить и партнеров крупных государственных компаний, подчеркнул он.