21 апреля 2014 года в Доме правительства (Краснопресненская набережная, дом 2, зал 4-85) состоялось расширенное заседание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по развитию жилищно-коммунального хозяйства.
На заседании обсуждались итоги работы в 2013 году и планы на 2014 год. Вел заседание руководитель Рабочей группы, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Вячеславович Макрушин.
Первым слово для выступления было предоставлено руководителю Открытого правительства Михаилу Анатольевичу Абызову. Он кратко напомнил собравшимся о работе, проделанной Рабочей группой в 2013 году, и охарактеризовал ее как очень успешную. На основании итогов этой работы он предложил наметить задачи на 2014 год.
Далее слово было предоставлено Министру строительства и ЖКХ РФ – Михаилу Александровичу Меню: «От нас регионы ждут не дискуссий, а конкретных действий. Одной из важных тем, которые были одобрены Президентом на заседании Президиума Экономического совета – привлечение негосударственных инвестиций в сектор ЖКХ. По этому пути идет весь мир.
Докладываю вам, что было сделано Министерством за последнее время: сегодня в правительство внесены проекты постановлений о порядке учреждения инвестпрограмм в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
Второе, о чем я хотел доложить: прияты приказы Минстроя, определяющие порядок определения целевых показателей в сфере теплоснабжения, водоотведения, а также в сфере обращения твердых бытовых отходов.
Минстрой инициировал изменения правил установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, где защищенной статьей становится предпринимательская прибыль в размере 5% от выручки. Эта выручка фиксируется только при условии выполнения всех взятых на себя обязательств и установленных целевых показателей.
Очень важно дать «в белую» зарабатывать компаниям в ЖКХ. Этот проект до конца месяца будет доработан и внесен в Правительство РФ. Третье. Мы вместе с регионами начали внедрение новых правил по привлечению инвесторов в ЖКХ.
Для этого мы готовим модельную «дорожную карту», которую должен будет утвердить каждый губернатор, но по согласованию с нашим ведомством. Нам понадобятся конкретные результаты, чтобы мы могли оценить, как начали работать наши реформы.
Для этого мы начнем сопровождать пилотные проекты по привлечению частных инвестиций в ЖКХ. Мы очень заинтересованы в позиционировании лучших практик и примеров. Через год мы сможем оглянуться назад и понять, в правильном ли направлении мы двигаемся и, в случае необходимости, подкорректировать нормативно-правовую базу».
По мнению главы наблюдательного совета «Фонда содействия реформированию ЖКХ» Сергея Вадимовича Степашина: «Хорошая идея привлечения частных инвестиций в ЖКХ особенно в небольших городах численностью до 100 тысяч человек фактически провалилась. Никакой инвестор туда не идет. Не идет по простой причине — риск невозврата средств. Что предлагает в связи с этим Фонд? Инвестировать в сферу ЖКХ небольших муниципалитетов можно, предоставляя субсидии из средств Фонда ЖКХ на условиях возвратности, платности и срочности».
По мнению С.В. Степашина, это должны быть субсидии на срок до 30 лет по ставке не более 3% годовых. «В течение месяца предлагаю вам либо поддержать наши предложения, либо мотивировать, почему нет», — сказал он, обращаясь к членам Рабочей группы.
В обсуждении проблемы принял участие президент ОАО «Российские коммунальные системы» Игорь Николаевич Дибицев, который затронул тему недостаточности тарифов на коммунальные услуги для обеспечения рентабельности бизнеса.
Выступление прокомментировал А.В. Макрушин: «За прошлый год убытки в теплоснабжении и водоснабжении составили в сумме 80 млрд. руб., а кредиторская задолженность выросла на 90 млрд. руб.».
Тему роста тарифов продолжил исполнительный вице-президент корпорации Fortum, Глава дивизиона «Россия» Александр Анатольевич Чуваев. Он отметил несбалансированность тарифов в регионах. По его мнению, разница тарифов никак не связана с платежеспособностью населения, а сложилась исторически, путем пробивания этих тарифов аффилированными с властью компаниями. Он предложил использовать расчетные методы для определения предельных тарифов.
Выступление А.А. Чуваева напомнило М.А. Абызову о «вопиющей истории в Челябинске», когда компания Fortum хочет вложить в модернизацию системы теплоснабжения 72 млрд руб., и на протяжении пяти лет не может получить от властей решения о передаче самортизированных сетей. «Это даже не бардак и не бесхозяйственность. Это беспредел. Из-за мелких интересов некоторых чиновников мы просто лишаемся инвесторов», возмутился М.А. Абызов. Он подчеркнул, что в Челябинске проводился эксперимент по сравнению платежей за теплоснабжение между европейскими и российскими городами. Этот эксперимент показал, что в идентичном жилье стоимость теплоснабжения в течение года в Челябинске и Хельсинки практически одинакова, хотя уровень доходов населения значительно различается.
«Я хотел бы, чтобы у нас появился перечень регионов, которые препятствуют привлечению инвестиций в сферу ЖКХ. Инвесторы уходят, и на этом наживаются конкретные чиновники. Этому надо положить конец. В первую очередь, составить такой список», заявил М. А. Абызов. Он предложил провести следующее заседание Экспертного совета в Челябинске.
Управляющий директор по России Европейского банка реконструкции и развития – Наталья Владимировна Ханженкова отметила два принципиально важных момента: стимулирование подготовки пилотных проектов для привлечения частных игроков на основе лучших практик и внедрение долгосрочных тарифов, обеспечивающих стабильность и прозрачность правил игры.
Она предложила Министерству подумать о создании Центра ГЧП для сектора ЖКХ, который помогал бы регионам в подготовке проектов.
Эту идею подхватил заместитель Министра строительства и ЖКХ – Андрей Владимирович Чибис.
Вице-губернатор СанктПетербурга – Владимир Александрович Лавренцев рассказал о проектах, реализуемых в Санкт-Петербурге: десятилетней модели реализации разработанной схемы водоснабжения и водоотведения, обеспечения теплоснабжением города Кронштадта, реконструкции мощностей по переработке твердых бытовых отходов. Он предложил создать первый центр ГЧП в Санкт-Петербурге. «Банки проявляют интерес к созданию кредитного продукта по капремонту многоквартирных домов», сообщил руководитель Главного управления Госжилинспекции Московской области Александр Борисович Коган.
Он пояснил, что один из таких пилотных проектов можно реализовать на территории Московской области. «Мы готовы внести предложения совместно с банками ВТБ и «Газпромбанком» для создания такого кредитного продукта для долгосрочного кредитования капитального ремонта по фонду кооператора и по спецсчетам», сказал А.Б. Коган.
Высокий интерес банков к такому продукту отметил М.А. Мень: «Мы провели совещание с руководством Сбербанка. Действительно, интерес их очень высокий». Он согласился с предложением А.Б. Когана реализовать один из пилотных проектов на территории Московской области.
Вице-президент ОАО «Газпромбанк» Денис Викторович Баранец сообщил, что готовятся две модели, по которому банк готовится кредитовать под капитальный ремонт ТСЖ и региональных операторов.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству – Елена Леонидовна Николаева обратила внимание на разброс нормативов потребления.
Затем в дискуссию включились приглашенные эксперты. Подводя итоги обсуждения, М.А. Абызов сказал: «Необходимо четкое разъяснение со стороны государства политики в части регулирования тарифов и платежей. Люди этого не понимают. Поэтому, одна из задач, которую я поставил перед экспертным советом на 2014 год, это реализовать проект, который называется «Понятный тариф». Начнем с Ульяновска, Москва будет реализовывать это тоже в этом году.
Всем должно быть понятно из чего и как формируется итоговый платеж для гражданина. Второе. Центр ГЧП на федеральном уровне поддерживающий реализацию проектов концессионного характера в ЖКХ, площадка для привлечения инвестиций в ЖКХ, необходимо в ближайшее время институционально оформить.
Необходимо подготовить план, чем непосредственно он будет заниматься в 2014 году. Центр ГЧП должен анализировать не только лучшие практики, но он должен быть «приемным окном» для худших практик.
Еще одно. Необходимо разработать систему показателей оценки эффективности деятельности власти по управлению сектором ЖКХ. Без нее работа носит не вполне системный характер».