+7 (495) 662-69-96

г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26Б стр. 3
3-й этаж, офис 23

Главные новости
Реклама

Hilti-Banner

banner-kls

 

 

Предпринимательство и бизнес / Медицина / Наука и образование >> БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВРАЧ, БОЛЬШЕ, ЧЕМ УПРАВЛЕНЕЦ

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВРАЧ, БОЛЬШЕ, ЧЕМ УПРАВЛЕНЕЦ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО ГОТОВИТ СПЕЦИАЛИСТОВ, СПОСОБНЫХ ВНЕДРЯТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОТРАСЛИ

 

Идеальных моделей управления, конечно же, не существует. Но это не означает, что их поиск – пустая трата времени, особенно когда речь идет о системе здравоохранения. Именно для этой цели – исследования лучших практик здравоохранения для их дальнейшего внедрения, а также подготовки специалистов с помощью трансформационных образовательных программ, – в Школе управления СКОЛКОВО в 2016 году был создан Центр развития здравоохранения.

 

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

Изучение мирового и внутрироссийского опыта стало осо­бенно актуальным на фоне пандемии, которая в очередной раз показала, что состояние общественного здоровья – это, во мно­гом, результат деятельности систем здравоохранения, конечно, в совокупности с генетикой человека, образом жизни, окружаю­щей его средой. Фактор Ковид-19 изменил многое в нашей жизни, но наиболее ощутимым стал именно для систем здраво­охранения, определив ключевые тенденции в организации здравоохранения и скорость их развития.

Это определило новые векторы и в работе ЦРЗ Школы СКОЛКОВО, так как свою миссию Центр видит в том, чтобы со­действовать развитию системы здравоохранения через продви­жение эффективных подходов к управлению с учетом современ­ного контекста.

Как это работает на практике, – рассказала доктор медицин­ских наук, профессор бизнес-практики, директор ЦРЗ Марина Велданова. «У Центра существуют тесные связи с независимыми лидерами мнения и экспертами индустрии. У нас работает клуб «ЭкоЗдрав», объединивший на своей площадке государствен­ные и частные медицинские учреждения, министерства и ве­домства, отраслевые ассоциации, страховщиков и производи­телей медицинского оборудования, фармацевтические ком­пании, – говорит Марина Велданова. – Цепочка наших действий обычно такая: видим проблему в отрасли – анализируем ее со­вместно с лидерами здравоохранения – предлагаем независи­мую экспертизу и возможные решения. А уже на этой основе вы­рабатываем рекомендации по развитию здравоохранения и готовим квалифицированных специалистов, которые и будут внедрять новые подходы».

Работа ЦРЗ выстроена соответствующим образом и специа­лизируется на четырех направлениях: образование, исследова­ния, консалтинг и организация экспертного диалога, в том числе в рамках клуба «Экоздрав».

 

ВЗРОСЛОЕ СТУДЕНЧЕСТВО

 «В свое время я сама была студенткой Школы управления СКОЛКОВО на двух программах: «Executive-coaching для разви­тия лидеров, команд и организаций» и «Лидеры как преподава­тели», – говорит Марина Велданова. – Это и предопределило новый этап в моей жизни после 25-летней карьеры в фармацев­тической индустрии, а именно, преподавание и коучинг в Скол­ково, а также руководство Центром развития здравоохранения».

Сегодня ЦРЗ проводит целую серию образовательных про­грамм для медицинского и фармацевтического сообщества. Это – и короткие курсы, и многомодульные циклы. Во время лекций, практических и групповых работ, коучинговых и менторских сессий люди учатся строить бизнес и международные парт­нерства, трансформироваться в кризис, развивают свои управ­ленческие, функциональные и личностные компетенции. Иными словами, познают все составляющие успешности медицинского менеджмента. Помогают им в этом профессора СКОЛКОВО, биз­нес-практики, эксперты и лидеры мнений здравоохранения Рос­сии и других стран.

Одной из первых программ Центра, десятый поток которой прошел в этом году, является трехдневный курс «Системное управление клиникой». Ее участники получают комплексное представление о медицинском бизнесе, включая темы опера­ционной эффективности, стратегического позиционирования на рынке, использования современных цифровых технологий в привлечении клиентов и управления людьми. Глубокий интен­сив позволяет провести «инвентаризацию» ключевых управлен­ческих компетенций и познакомиться с самыми последними трендами в отрасли.

Развернутое понимание тенденций развития здравоохранения, необходимые навыки для реализации эффективной стратегии клиники, бизнес-примеры для решения конкретных задач и развития собственных лидерских качеств дает дипломная программа Healthcare Management. Проводится она для собст­венников, управленцев и главных врачей и состоит из 6 модулей в Москве и одного международного модуля. Это как раз тот случай, когда на практике идет изучение не только российской системы здравоохранения, но и лучшего опыта медицинских организаций, имеющих международные аккредитации. Встречи с топ-менеджментом различных клиник позволяют получить ответы на все интересующие вопросы участников и расширить партнерские связи, повысить эффективность своей клиники.

Но эффективность любого, в том числе, и медицинского биз­неса во многом определяется грамотной маркетинговой стра­тегией и тактикой. С помощью маркетинга формируются пони­мание рынка и ниши компании, стратегии и цели организации, план действий по их достижению. Цикл программ «Стратеги­ческий маркетинг в здравоохранении», который в очном фор­мате проводит ЦРЗ, хорошо дополняет онлайн курс «Клиенто­центричная трансформация», позволяющий ознакомиться с основами клиентского сервиса в здравоохранении. Очный цикл дополнен практической частью по внедрению новых, эф­фективных решений для повышения лояльности, а соответ­ственно, и привлечения клиентов медицинских учреждений.

Бизнес – это не только правильно выстроенные процессы, но, в первую очередь, люди, которые и делают их эффективными. Как показала пандемия, мы живем в хрупком мире, полном тре­вог и неопределенности. А это оказывает влияние на менталь­ное здоровье человека. Компании все чаще сталкиваются с такой проблемой, как выгорание персонала. Чтобы компания оставалась успешной, необходимо тренировать экзистенциаль­ные навыки сотрудников, в том числе, управление собственным здоровьем, эмоциями, внутренним состоянием. И моду на здо­ровый образ жизни должны вводить топ-менеджеры, которые формируют корпоративную культуру, становящуюся впослед­ствии ДНК компании. ЦРЗ предлагает программу Wellbeing как навык. Экологичная жизнь, экологичный бизнес. Без соот­ветствующих навыков сложно достичь не только личного благо­получия, но эффективности в бизнесе.

Медицинские организации, как и любой бизнес, должны уметь гибко реагировать на внешние изменения, особенно в пе­риоды кризисов и неопределенности. Как правильно формиро­вать стратегические и тактические планы антикризисного управления, в том числе с применением новых инструментов маркетинга? Как задействовать ресурсы команды и где искать идеи и нестандартные решения? На все эти вопросы отвечает специальный курс «Управление клиникой в новых условиях», который недавно запустил Центр.

И, конечно, Центр проводит корпоративные программы и стратегические сессии по тем темам, которые сами компании считают для себя важными или же проблемными. Такие фор­маты позволяют выявить «слепые зоны» и построить доверие внутри команды, выработать стратегию и наметить план дей­ствий, сделать коммуникацию более результативной.

Свою специфику, которая отражена и в процессе обучения в Школу управления СКОЛКОВО, имеет фармацевтическая от­расль. Образовательные программы Фармацевтической Прак­тики направлены на выстраивание бизнеса под ключевую цель наиболее эффективного лекарственного обеспечения системы здравоохранения и населения страны. Это – интерактивные гиб­кие модульные программы. Обучение и повышение квалифика­ции проводится на различных уровнях и строится на принципах постепенного освоения материала, что в дальнейшем облегчает применение знаний на практике.

«Зачастую хороший, успешный врач попадает на карьерный управленческий трек. Становится заведующим отделением, за­местителем главного врача или главным врачом. Или, будучи вдохновлен своим экспертным успехом, начинает собственную практику. Как сделать так, чтобы при этом не реализовался фено­мен «хорошим врачом стало меньше, а плохим управленцем – больше»? Управление, как и медицина, – самостоятельная спе­циальность, требующая системной подготовки, о чем мы иногда забываем, полагая, что достаточно экспертности в отрасли и ин­туитивного предпринимательства и лидерства, – говорит Ма­рина Велданова. – Бывает и обратная ситуация. Успешный пред­приниматель решает создать или возглавить медицинский биз­нес, недооценивая специфику отрасли. Наша миссия – помочь талантливым стать успешными, развить необходимые компетен­ции, вникнуть в специфику отрасли, чтобы процветали органи­зации здравоохранения и были довольны пациенты».

«На Программах участники не только развивают свои ком­петенции во время работы в классе, но и во многом за счет об­щения друг с другом. В ходе программы формируются партнер­ские проекты, участники посещают клиники друг друга и открыто делятся опытом удач и ошибок. Особая атмосфера доверия, жажды развития, открытости к новому на наших программах по­могает существенно продвинуться в реальной управленческой практике, в том числе, благодаря силе сообщества участников и выпускников Программ», – считает Марина Велданова.

АНАЛИЗИРУЙ ЭТО

Здравоохранение – сложная, комплексная индустрия. В ней сочетается миссия спасения человеческой жизни и необходи­мость максимизировать эффективность операционных процес­сов. Управлять клиникой – значит понимать не только классиче­скую структуру постановки целей и управления ресурсами, но и знать особенности большого количества специализированных процессов отрасли.

Стремление к более глубинному пониманию управленческих компетенций в здравоохранении стало основанием для прове­дения нескольких исследований ЦРЗ, которые начались с изуче­ния того, как повлияла цифровизация на изменение управлен­ческих компетенций.

В ходе первого этапа исследований ЦРЗ обратил внимание на структуру навыков. Согласно теории, любые навыки можно условно разделить на «мягкие», которые связаны с коммуника­цией, межгрупповым взаимодействием и работой в команде, и «твердые», то есть специфичные, измеряемые умением выпол­нять конкретные действия. Исследование показало, что ли­дерство в здравоохранении существует на двух направлениях: клиническое (экспертное) и организационное. Интересно, что главным связующим звеном между ними является образование, то есть, когда речь заходит о преодолении определенного барь­ера между двумя направлениями, то ключевым инструментом выступает образование. Двойственная природа навыков для управленцев в здравоохранении проявилась также и в подходе к развитию коммуникационных компетенций. Эти компетенции разделились на коммуникацию с пациентом и коммуникацию с командой, при том, что прямых зависимостей между ними обычно не проводят.

Если вернуться к «твердым» навыкам, то они очень четко де­лятся на клинические и организационные. Благодаря специфич­ным навыкам врач-управленец обеспечивает качество оказания помощи, а взаимодействие с фарминдустрией и государством - благодаря знанию законодательной базы и соблюдению стан­дартов. Организационные навыки позволяют обеспечивать фи­нансирование, нанимать лучших сотрудников на рынке труда, обеспечивать приток клиентов и развивать бренд своего учреж­дения.

В продолжение изучения навыков управленца в здравоохра­нении Центр провел инвентаризацию компетенций, связанных напрямую с цифровизацией. Библиометрический анализ работ ученых со всего мира показал, что существуют четыре ключе­вых направления развития цифровой медицины, где сфокуси­рованы проблемы, которые пытается изучить и решить миро­вая наука.

Первое направление посвящено коммуникациям в телеме­дицине. Среди барьеров признана разная эффективность теле­медицинских консультаций в зависимости от технологии, ее удобства, наличия камеры, поведения врача.

Второе направление касается процесса ухода за пациентом и компетенций медицинской сестры. Результаты наработок этой группы исследований пока сложно напрямую переносить в реа­лии российского здравоохранения, поскольку роль медицин­ских сестер в управлении процессами клиники у нас отличается от других стран. Однако, ученые уже отметили, что ощутимое повышение эффективности возможно только при включении медицинских сестер в команду врача и построение соответ­ствующей интеграционной системы.

Третье направление посвящено влиянию цифровизации на эффективность оказания медицинской помощи. Среди ключе­вых барьеров: безопасность пациентов, низкий уровень дове­рия к цифровым технологиям, а также нехватка персонала, спо­собного реализовывать проекты по цифровизации, особенно Medtech-проекты.

И, наконец, четвертое направление – развитие цифровых компетенций персонала. Исследования посвящены подходам к развитию необходимых навыков, актуальных для целого спек­тра специальностей.

Еще одна тема, которой занимается Центр, – изучение не­обходимых компетенций в кризисные периоды.

«Медицинский бизнес подвергся особенно высокому давле­нию в процессе кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Однако, несмотря на масштаб изменений и сложностей, произо­шедших за последние два года, пандемия была событием, не­посредственно связанным со здоровьем населения, что по­влияло на структуру изменений системы здравоохранения и действия управленцев, – считает Марина Велданова. – Теку­щая ситуация, вызванная геополитическими событиями и свя­занными с этим изменениями условий функционирования бизнеса, создала кризис совершенно иной природы. Решения, которые принимаются управленцами медицинских организа­ций в этой ситуации, связаны непосредственно с бизнес-про­цессами, что делает их близкими к поведению руководителей в других отраслях».

 

Это показал опрос на тему наиболее ценных навыков у руко­водителей в кризисной ситуации, который провел ЦРЗ Школы СКОЛКОВО в марте этого года среди руководителей, собствен­ников клиник и главных врачей. На первом месте оказалась готовность брать риски и ответственность, в том числе, за дей­ствия команды, на себя. Второе место поделили умение рабо­тать в команде и финансовая грамотность. Замыкает тройку зна­ние основ менеджмента и маркетинга.

Из четырёх возможных стратегий реагирования в кризис большинство руководителей в первое время избрали стратегию наблюдения, взяли паузу и не принимали значимых решений. Чуть меньшее число производили организационные измене­ния, и лишь незначительная часть искали совершенно новые проекты и ресурсы. Интересно, что не было тех, кто бы принял решение о выходе из управления, переезде, закрытии бизнеса или его ключевых направлений.

Среди вызовов для медицинского бизнеса руководители от­метили поиск каналов привлечения клиентов, реорганизацию цепочек поставок и пересмотр финансовых моделей, связанный со снижением финансирования по системам страхования ОМС и ДМС. Если еще раз посмотреть на список наиболее ценных управленческих навыков, то станет видна связка: хорошее вла­дение менеджментом и маркетингом помогают решить во­просы, относящиеся к логистике, операционным процессам, адаптации портфеля услуг и поиску новых каналов взаимодей­ствия с клиентами. Финансовая грамотность в целом играет важную роль в перестройке процессов и принятии решений об изменениях в модели управления издержками и доходами.

Работа с командой в кризис строилась на открытости, вовлече­нии в диалог, активном обучении антикризисному менеджменту и поддержке рутинных операций. Совсем немногие отметили не­обходимость сокращения персонала или снижения поощритель­ных выплат. Здесь прослеживается осознание важности команды и умения ее защищать и в ней работать. В поддержку этому тезису можно добавить, что среди способов, которые помогают лидерам вернуться в рабочее состояние в кризисные периоды, было вы­делено чувство ответственности за команду в дополнение к таким вещам как спорт, медитация, обучение, опыт преодоления кри­зисов в прошлом, общение с семьей.

 

Центр развития здравоохранения – активный участник ин­дустриальных дискуссий на различных конференциях и встре­чах. Одна из ключевых концепций, которая развивается в Центре – концепция экосистемы здоровья. Партнерство различных ин­дустрий, предоставляющих продукты и сервисы по поддержа­нию здоровья для предоставления дополнительной ценности человеку (не только пациенту) – важный драйвер развития со­временной технологичной и цифровой медицины. Клиники, фармацевтические компании, производители медицинского оборудования, IT-компании, образовательные организации, про­фильный регулятор, индустрия wellbeing – сообща могут сделать много полезного для развития системы охраны здоровья насе­ления. Медицинский клуб «ЭкоЗдрав», работающий при Центре, как раз является площадкой обсуждения данной темы и видит своей целью продвижение системного подхода развития отрасли как самого эффективного и современного.

 

Школа управления СКОЛКОВО была создана в 2006 году по инициативе делового сообще­ства. Сегодня бизнес-школа СКОЛКОВО – ведущее образовательное учреждение Рос­сии в своем сегменте, имеющее междуна­родную аккредитацию и входящее в топ-30 ведущих мировых бизнес-школ в рейтинге корпоративных и открытых программ по версии Financial Times. Несколько тысяч вы­пускников дипломных программ междуна­родного стандарта, десятки тысяч выпуск­ников открытых и корпоративных программ, сильная команда российской и междуна­родной профессуры, десятки программ для развития различных компетенций в раз­личных индустриях, исследовательские цент­ры – капитал Школы, позволяющий ей за­нимать лидирующие позиции в отрасли бизнес-образования.

 



Партнеры
>