ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО ГОТОВИТ СПЕЦИАЛИСТОВ, СПОСОБНЫХ ВНЕДРЯТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОТРАСЛИ
Идеальных моделей управления, конечно же, не существует. Но это не означает, что их поиск – пустая трата времени, особенно когда речь идет о системе здравоохранения. Именно для этой цели – исследования лучших практик здравоохранения для их дальнейшего внедрения, а также подготовки специалистов с помощью трансформационных образовательных программ, – в Школе управления СКОЛКОВО в 2016 году был создан Центр развития здравоохранения.
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
Изучение мирового и внутрироссийского опыта стало особенно актуальным на фоне пандемии, которая в очередной раз показала, что состояние общественного здоровья – это, во многом, результат деятельности систем здравоохранения, конечно, в совокупности с генетикой человека, образом жизни, окружающей его средой. Фактор Ковид-19 изменил многое в нашей жизни, но наиболее ощутимым стал именно для систем здравоохранения, определив ключевые тенденции в организации здравоохранения и скорость их развития.
Это определило новые векторы и в работе ЦРЗ Школы СКОЛКОВО, так как свою миссию Центр видит в том, чтобы содействовать развитию системы здравоохранения через продвижение эффективных подходов к управлению с учетом современного контекста.
Как это работает на практике, – рассказала доктор медицинских наук, профессор бизнес-практики, директор ЦРЗ Марина Велданова. «У Центра существуют тесные связи с независимыми лидерами мнения и экспертами индустрии. У нас работает клуб «ЭкоЗдрав», объединивший на своей площадке государственные и частные медицинские учреждения, министерства и ведомства, отраслевые ассоциации, страховщиков и производителей медицинского оборудования, фармацевтические компании, – говорит Марина Велданова. – Цепочка наших действий обычно такая: видим проблему в отрасли – анализируем ее совместно с лидерами здравоохранения – предлагаем независимую экспертизу и возможные решения. А уже на этой основе вырабатываем рекомендации по развитию здравоохранения и готовим квалифицированных специалистов, которые и будут внедрять новые подходы».
Работа ЦРЗ выстроена соответствующим образом и специализируется на четырех направлениях: образование, исследования, консалтинг и организация экспертного диалога, в том числе в рамках клуба «Экоздрав».
ВЗРОСЛОЕ СТУДЕНЧЕСТВО
«В свое время я сама была студенткой Школы управления СКОЛКОВО на двух программах: «Executive-coaching для развития лидеров, команд и организаций» и «Лидеры как преподаватели», – говорит Марина Велданова. – Это и предопределило новый этап в моей жизни после 25-летней карьеры в фармацевтической индустрии, а именно, преподавание и коучинг в Сколково, а также руководство Центром развития здравоохранения».
Сегодня ЦРЗ проводит целую серию образовательных программ для медицинского и фармацевтического сообщества. Это – и короткие курсы, и многомодульные циклы. Во время лекций, практических и групповых работ, коучинговых и менторских сессий люди учатся строить бизнес и международные партнерства, трансформироваться в кризис, развивают свои управленческие, функциональные и личностные компетенции. Иными словами, познают все составляющие успешности медицинского менеджмента. Помогают им в этом профессора СКОЛКОВО, бизнес-практики, эксперты и лидеры мнений здравоохранения России и других стран.
Одной из первых программ Центра, десятый поток которой прошел в этом году, является трехдневный курс «Системное управление клиникой». Ее участники получают комплексное представление о медицинском бизнесе, включая темы операционной эффективности, стратегического позиционирования на рынке, использования современных цифровых технологий в привлечении клиентов и управления людьми. Глубокий интенсив позволяет провести «инвентаризацию» ключевых управленческих компетенций и познакомиться с самыми последними трендами в отрасли.
Развернутое понимание тенденций развития здравоохранения, необходимые навыки для реализации эффективной стратегии клиники, бизнес-примеры для решения конкретных задач и развития собственных лидерских качеств дает дипломная программа Healthcare Management. Проводится она для собственников, управленцев и главных врачей и состоит из 6 модулей в Москве и одного международного модуля. Это как раз тот случай, когда на практике идет изучение не только российской системы здравоохранения, но и лучшего опыта медицинских организаций, имеющих международные аккредитации. Встречи с топ-менеджментом различных клиник позволяют получить ответы на все интересующие вопросы участников и расширить партнерские связи, повысить эффективность своей клиники.
Но эффективность любого, в том числе, и медицинского бизнеса во многом определяется грамотной маркетинговой стратегией и тактикой. С помощью маркетинга формируются понимание рынка и ниши компании, стратегии и цели организации, план действий по их достижению. Цикл программ «Стратегический маркетинг в здравоохранении», который в очном формате проводит ЦРЗ, хорошо дополняет онлайн курс «Клиентоцентричная трансформация», позволяющий ознакомиться с основами клиентского сервиса в здравоохранении. Очный цикл дополнен практической частью по внедрению новых, эффективных решений для повышения лояльности, а соответственно, и привлечения клиентов медицинских учреждений.
Бизнес – это не только правильно выстроенные процессы, но, в первую очередь, люди, которые и делают их эффективными. Как показала пандемия, мы живем в хрупком мире, полном тревог и неопределенности. А это оказывает влияние на ментальное здоровье человека. Компании все чаще сталкиваются с такой проблемой, как выгорание персонала. Чтобы компания оставалась успешной, необходимо тренировать экзистенциальные навыки сотрудников, в том числе, управление собственным здоровьем, эмоциями, внутренним состоянием. И моду на здоровый образ жизни должны вводить топ-менеджеры, которые формируют корпоративную культуру, становящуюся впоследствии ДНК компании. ЦРЗ предлагает программу Wellbeing как навык. Экологичная жизнь, экологичный бизнес. Без соответствующих навыков сложно достичь не только личного благополучия, но эффективности в бизнесе.
Медицинские организации, как и любой бизнес, должны уметь гибко реагировать на внешние изменения, особенно в периоды кризисов и неопределенности. Как правильно формировать стратегические и тактические планы антикризисного управления, в том числе с применением новых инструментов маркетинга? Как задействовать ресурсы команды и где искать идеи и нестандартные решения? На все эти вопросы отвечает специальный курс «Управление клиникой в новых условиях», который недавно запустил Центр.
И, конечно, Центр проводит корпоративные программы и стратегические сессии по тем темам, которые сами компании считают для себя важными или же проблемными. Такие форматы позволяют выявить «слепые зоны» и построить доверие внутри команды, выработать стратегию и наметить план действий, сделать коммуникацию более результативной.
Свою специфику, которая отражена и в процессе обучения в Школу управления СКОЛКОВО, имеет фармацевтическая отрасль. Образовательные программы Фармацевтической Практики направлены на выстраивание бизнеса под ключевую цель наиболее эффективного лекарственного обеспечения системы здравоохранения и населения страны. Это – интерактивные гибкие модульные программы. Обучение и повышение квалификации проводится на различных уровнях и строится на принципах постепенного освоения материала, что в дальнейшем облегчает применение знаний на практике.
«Зачастую хороший, успешный врач попадает на карьерный управленческий трек. Становится заведующим отделением, заместителем главного врача или главным врачом. Или, будучи вдохновлен своим экспертным успехом, начинает собственную практику. Как сделать так, чтобы при этом не реализовался феномен «хорошим врачом стало меньше, а плохим управленцем – больше»? Управление, как и медицина, – самостоятельная специальность, требующая системной подготовки, о чем мы иногда забываем, полагая, что достаточно экспертности в отрасли и интуитивного предпринимательства и лидерства, – говорит Марина Велданова. – Бывает и обратная ситуация. Успешный предприниматель решает создать или возглавить медицинский бизнес, недооценивая специфику отрасли. Наша миссия – помочь талантливым стать успешными, развить необходимые компетенции, вникнуть в специфику отрасли, чтобы процветали организации здравоохранения и были довольны пациенты».
«На Программах участники не только развивают свои компетенции во время работы в классе, но и во многом за счет общения друг с другом. В ходе программы формируются партнерские проекты, участники посещают клиники друг друга и открыто делятся опытом удач и ошибок. Особая атмосфера доверия, жажды развития, открытости к новому на наших программах помогает существенно продвинуться в реальной управленческой практике, в том числе, благодаря силе сообщества участников и выпускников Программ», – считает Марина Велданова.
АНАЛИЗИРУЙ ЭТО
Здравоохранение – сложная, комплексная индустрия. В ней сочетается миссия спасения человеческой жизни и необходимость максимизировать эффективность операционных процессов. Управлять клиникой – значит понимать не только классическую структуру постановки целей и управления ресурсами, но и знать особенности большого количества специализированных процессов отрасли.
Стремление к более глубинному пониманию управленческих компетенций в здравоохранении стало основанием для проведения нескольких исследований ЦРЗ, которые начались с изучения того, как повлияла цифровизация на изменение управленческих компетенций.
В ходе первого этапа исследований ЦРЗ обратил внимание на структуру навыков. Согласно теории, любые навыки можно условно разделить на «мягкие», которые связаны с коммуникацией, межгрупповым взаимодействием и работой в команде, и «твердые», то есть специфичные, измеряемые умением выполнять конкретные действия. Исследование показало, что лидерство в здравоохранении существует на двух направлениях: клиническое (экспертное) и организационное. Интересно, что главным связующим звеном между ними является образование, то есть, когда речь заходит о преодолении определенного барьера между двумя направлениями, то ключевым инструментом выступает образование. Двойственная природа навыков для управленцев в здравоохранении проявилась также и в подходе к развитию коммуникационных компетенций. Эти компетенции разделились на коммуникацию с пациентом и коммуникацию с командой, при том, что прямых зависимостей между ними обычно не проводят.
Если вернуться к «твердым» навыкам, то они очень четко делятся на клинические и организационные. Благодаря специфичным навыкам врач-управленец обеспечивает качество оказания помощи, а взаимодействие с фарминдустрией и государством - благодаря знанию законодательной базы и соблюдению стандартов. Организационные навыки позволяют обеспечивать финансирование, нанимать лучших сотрудников на рынке труда, обеспечивать приток клиентов и развивать бренд своего учреждения.
В продолжение изучения навыков управленца в здравоохранении Центр провел инвентаризацию компетенций, связанных напрямую с цифровизацией. Библиометрический анализ работ ученых со всего мира показал, что существуют четыре ключевых направления развития цифровой медицины, где сфокусированы проблемы, которые пытается изучить и решить мировая наука.
Первое направление посвящено коммуникациям в телемедицине. Среди барьеров признана разная эффективность телемедицинских консультаций в зависимости от технологии, ее удобства, наличия камеры, поведения врача.
Второе направление касается процесса ухода за пациентом и компетенций медицинской сестры. Результаты наработок этой группы исследований пока сложно напрямую переносить в реалии российского здравоохранения, поскольку роль медицинских сестер в управлении процессами клиники у нас отличается от других стран. Однако, ученые уже отметили, что ощутимое повышение эффективности возможно только при включении медицинских сестер в команду врача и построение соответствующей интеграционной системы.
Третье направление посвящено влиянию цифровизации на эффективность оказания медицинской помощи. Среди ключевых барьеров: безопасность пациентов, низкий уровень доверия к цифровым технологиям, а также нехватка персонала, способного реализовывать проекты по цифровизации, особенно Medtech-проекты.
И, наконец, четвертое направление – развитие цифровых компетенций персонала. Исследования посвящены подходам к развитию необходимых навыков, актуальных для целого спектра специальностей.
Еще одна тема, которой занимается Центр, – изучение необходимых компетенций в кризисные периоды.
«Медицинский бизнес подвергся особенно высокому давлению в процессе кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Однако, несмотря на масштаб изменений и сложностей, произошедших за последние два года, пандемия была событием, непосредственно связанным со здоровьем населения, что повлияло на структуру изменений системы здравоохранения и действия управленцев, – считает Марина Велданова. – Текущая ситуация, вызванная геополитическими событиями и связанными с этим изменениями условий функционирования бизнеса, создала кризис совершенно иной природы. Решения, которые принимаются управленцами медицинских организаций в этой ситуации, связаны непосредственно с бизнес-процессами, что делает их близкими к поведению руководителей в других отраслях».
Это показал опрос на тему наиболее ценных навыков у руководителей в кризисной ситуации, который провел ЦРЗ Школы СКОЛКОВО в марте этого года среди руководителей, собственников клиник и главных врачей. На первом месте оказалась готовность брать риски и ответственность, в том числе, за действия команды, на себя. Второе место поделили умение работать в команде и финансовая грамотность. Замыкает тройку знание основ менеджмента и маркетинга.
Из четырёх возможных стратегий реагирования в кризис большинство руководителей в первое время избрали стратегию наблюдения, взяли паузу и не принимали значимых решений. Чуть меньшее число производили организационные изменения, и лишь незначительная часть искали совершенно новые проекты и ресурсы. Интересно, что не было тех, кто бы принял решение о выходе из управления, переезде, закрытии бизнеса или его ключевых направлений.
Среди вызовов для медицинского бизнеса руководители отметили поиск каналов привлечения клиентов, реорганизацию цепочек поставок и пересмотр финансовых моделей, связанный со снижением финансирования по системам страхования ОМС и ДМС. Если еще раз посмотреть на список наиболее ценных управленческих навыков, то станет видна связка: хорошее владение менеджментом и маркетингом помогают решить вопросы, относящиеся к логистике, операционным процессам, адаптации портфеля услуг и поиску новых каналов взаимодействия с клиентами. Финансовая грамотность в целом играет важную роль в перестройке процессов и принятии решений об изменениях в модели управления издержками и доходами.
Работа с командой в кризис строилась на открытости, вовлечении в диалог, активном обучении антикризисному менеджменту и поддержке рутинных операций. Совсем немногие отметили необходимость сокращения персонала или снижения поощрительных выплат. Здесь прослеживается осознание важности команды и умения ее защищать и в ней работать. В поддержку этому тезису можно добавить, что среди способов, которые помогают лидерам вернуться в рабочее состояние в кризисные периоды, было выделено чувство ответственности за команду в дополнение к таким вещам как спорт, медитация, обучение, опыт преодоления кризисов в прошлом, общение с семьей.
Центр развития здравоохранения – активный участник индустриальных дискуссий на различных конференциях и встречах. Одна из ключевых концепций, которая развивается в Центре – концепция экосистемы здоровья. Партнерство различных индустрий, предоставляющих продукты и сервисы по поддержанию здоровья для предоставления дополнительной ценности человеку (не только пациенту) – важный драйвер развития современной технологичной и цифровой медицины. Клиники, фармацевтические компании, производители медицинского оборудования, IT-компании, образовательные организации, профильный регулятор, индустрия wellbeing – сообща могут сделать много полезного для развития системы охраны здоровья населения. Медицинский клуб «ЭкоЗдрав», работающий при Центре, как раз является площадкой обсуждения данной темы и видит своей целью продвижение системного подхода развития отрасли как самого эффективного и современного.
Школа управления СКОЛКОВО была создана в 2006 году по инициативе делового сообщества. Сегодня бизнес-школа СКОЛКОВО – ведущее образовательное учреждение России в своем сегменте, имеющее международную аккредитацию и входящее в топ-30 ведущих мировых бизнес-школ в рейтинге корпоративных и открытых программ по версии Financial Times. Несколько тысяч выпускников дипломных программ международного стандарта, десятки тысяч выпускников открытых и корпоративных программ, сильная команда российской и международной профессуры, десятки программ для развития различных компетенций в различных индустриях, исследовательские центры – капитал Школы, позволяющий ей занимать лидирующие позиции в отрасли бизнес-образования.