13 октября 2018 года в Колонном зале Дома Союзов (Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 1) состоялся V Всероссийский Съезд делегатов от деревень, сел и малых городов России. Организатор Съезда – Общественное движение «Федеральный сельсовет».
В России на 2017 год - 22 327 муниципальных образования, в которые входят сельские территории, в том числе: 1 784 - муниципальный район; 18 101 - сельских поселения 1 589 - городских поселений и 567 - городских округов. Каждое муниципальное образование, расположенное в «сельских территориях», включает от 10 до 150 сёл и деревень.
В сельской местности и малых городах проживает 66 млн человек – в основной массе большая доля бедных и очень бедных жителей с тотальной безработицей. Нищета, отчаяние и безысходность провоцируют на внутреннюю миграцию в большие города миллионы людей, а большинство оставшихся обречены на жалкое существование. Демографическая ситуация на селе ухудшается из года в год, а количество сельских населенных пунктов, по некоторым прогнозам, к 2030 году может уменьшиться на несколько десятков тысяч. В 17 тыс населённых пунктах России, отсутствуют производства, в 12 тыс сёлах и деревнях нет ни одного рабочего места. Есть дорога, электричество, жильё, есть люди, но производства нет.
Сейчас в России разыгрывается настоящая аграрная трагедия. По данным Росстата за 10 лет количество фермерских хозяйств в стране сократилось на 40%, и этот процесс продолжается. Сократилась и доля личных подсобных хозяйств. Происходит это в основном из-за массовой, искусственной ликвидации малых хозяйств, в пользу агрохолдингов. Сегодня игроками аграрного рынка в России являются крупные производители. Большая часть государственной поддержки достается именно им. Можно сказать, что формируется дуалистическая структура аграрного сектора страны: с одной стороны, крупные и гигантские агрохолдинги, с другой – небольшие фермерские хозяйства. Причем фермеры в этом тандеме поставлены на грань выживания и могут быть практически уничтожены.
Происходит обезлюдение территорий России, посредством ликвидации производственной деятельности – основы благополучия каждого общества. Равномерная заселённость жителей по всей территории страны, считается стратегическим геополитическим её преимуществом, влияющим на национальную безопасность.
Основная задача Съезда - задать импульс началу совместной работы органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества в направлении реализации Национального проекта «Развитие сельских территорий России» и создания условий для пространственного, социально-экономического развития страны.
Пленарное заседание Съезда состояло из двух частей:
- Устойчивое развитие сельских территорий и малых городов в рамках существующих государственных Программ и предложений в Национальный проект.
- Устойчивое развитие сельских территорий и малых городов в рамках существующих государственных Программ и предложений в Национальный проект.
Вел заседание председатель общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Александрович Мельниченко. Он сообщил, что на Съезд зарегистрировалось 1,2 тыс делегатов. На момент открытия заседания прибыло 840 делегатов.
Приветствие от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса Алексея Васильевича Гордеева участникам Съезда зачитал Первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хизирович Хатуов. В приветствии в частности говорилось: «Уверен, что подготовленные по итогам Съезда практические предложения и проекты, будут приняты и использованы в стратегическом плане социально-экономического развития Российской Федерации во благо всех людей».
Далее с докладом выступил В.А. Мельниченко. Отметив негативные тенденции в сельском хозяйстве, он, в частности, предложил создать Федеральный банк развития и кооперации.
В сельском хозяйстве России основные фонды производства сильно изношены, являются устаревшими и возможности экономического роста за счёт лучшего использования имеющихся ресурсов крайне ограничены. На основе старой технологии и старого оборудования трудно произвести новую продукцию высшего качества, которую ждут потребители, поэтому значительного роста производства сельхозпродукции ожидаемого качества, конкурентной на мировых рынках без технической и технологической модернизации не произойдёт. Для оперативности и надёжности финансирования малых и средних сельхоз-товаропроизводителей в России крайне необходимо создать специальный кредитно-финансовый институт (Банк) с максимально разветвлённой сетью филиалов в сельских территориях, имеющий доверие у граждан (пример «Почта Банк»). Каждое отделение банка будет осуществлять финансирование только территориальных бизнес-проектов по сформированным критериям для кредитования заёмщиков 3 класса с процентной ставкой от 1 до 5%. В настоящее время кредитование аграрного сектора находиться под угрозой, только каждый 10 фермер смог получить в 2017 году льготный кредит даже для проведения посевной кампании. Созданный банк будет самым справедливым и объективным инструментом, а его структурные подразделения будут непосредственно наблюдать работу заёмщиков в территории, минимизируя риски невыплат.
При взаимодействии банка и профильного министерства в части формирования заявки сельхоз-производителем на краткосрочный кредит и проектное финансирование развития производства переработки (кооператив) будет упрощена процедура его выдачи и погашения, т.к. участие в государственных программах и получение субсидий и будет частью бизнес-договора займа и бизнес-плана (тройственное соглашении Государственный специализированный банк развития территорий с разветвлённой сетью региональных отделений, с главной стратегической и тактической целью – кредитование инвестиционных проектов развития малого и среднего бизнеса в этих региональных территориях. Все предоставляемые кредиты – целевые и возвратные и строго под контролем банка развития территорий. Для получения инвестиционного кредита на техническое и технологическое обновление коммерческие банки традиционно требуют от бизнеса залог, но у бизнеса техника и основные средства технологические устаревшие и ничего не стоят, поэтому вместо залогового кредитования Банк развития территорий будет работать на основе проектного финансирования. Денежные средства из банка направляются на целевое приобретение материально-технического обеспечения, техники и оборудования, строительных конструкций на расчётный счёт производителя данной продукции – это резко снизит риск нецелевого использования денежных средств.
«Большинство экспертных групп предрекают России стагнацию в экономике или медленный рост от 1 до 2% в год, но в таком случае Россия не только не достигнет места пятой экономики Мира, но её могут обойти как минимум три страны (Южная Корея, Австралия и Испания) и Россия станет 14-ой.
Мы заявляем, что рост экономики в стране должен быть выше 13% в год. И только тогда поставленная Президентом задача - стать пятой экономикой мира - будет достигнута. Многие, наверное, скажут, что это просто планы, ведь нет денег на их выполнение. Деньги есть. Мы раскрываем, где они есть, и механизмы их привлечения в проекты развития местной, локальной экономики территорий. Да, это Государственный банк развития территорий. Финансовый институт, отвечающий за результаты выполнения Национального проекта «Развитие сельских территорий России», - сказал В.А. Мельниченко.
Выступающие на Съезде представители регионов с болью рассказывали о проблемах отрасли.
Президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Анатольевич Бабкин сообщил, что в отрасли «не всегда всё идёт гладко». В качестве примера он назвал результаты продаж сельхозмашин за первое полугодие 2018 года, просевшие сразу на 30%.: «Первое полугодие было провальным из-за того, что цены на зерно упали, была задержка с мерами поддержки сельского хозяйства. Сейчас ситуация немного исправляется, но из-за такого провала мы уже не смогли вырастить рекордный урожай, как в прошлом году. Не использовали возможности этого года для наращивания благосостояния наших крестьян. То, что бюджет поддержки сельского хозяйства на следующий год будет увеличен, это прекрасно, но предстоит решить много проблем. Надо улучшить экономическую политику, политику, нацеленную на поддержку аграриев».
По его мнению, нужно также следить за качеством продуктов, которые попадают на наши прилавки: «Мы делаем прекрасную свинину, производим прекрасное мясо птицы, прекрасное зерно, но в процессе переработки продукции фермеров получается, что продукты, попадающие на прилавки, далеко не являются предметом высшего качества. И мы ходим по супермаркетам как по минному полю, чтобы не нарваться на полностью несъедобное. Если Минсельхоз будет следить за качеством продовольствия, ужесточать стандарт до тех ГОСТов, которые действовали в советское время, то тем самым он поднимет спрос на качественную продукцию селян, что положительно скажется на здоровье нации».
Положительно отозвавшись о росте бюджетных возможностей Минсельхоза, К.А. Бабкин, однако, заметил, что субсидии должны доставаться не только крупнейшим агрохолдингам, но и малым формам хозяйствования - малым и средним фермам, что важно для стабильного развития территорий.
«Цены на топливо из-за налогов в этом году сильно повысились, в целом подняли налоги. Мы говорим о развитии села и экономики, но поднятие налогов - это шаг в обратном направлении», - подчеркнул К.А. Бабкин.
Он также коснулся политики Центробанка и высокой стоимости кредитов, подчеркнув, что «с такой денежно-кредитной политикой поднять сельское хозяйство просто невозможно». Тем не менее, К.А. Бабкин выразил надежду на то, что экономическая политика будет улучшаться: «Есть много проблем, но все они решаемы, если будет поддержка общества и государства».
Директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Александрович Серебряков назвал основные проблемы, стоящие перед сельским хозяйством: «У нас есть потенциал увеличения объёмов продовольствия в несколько раз в ближайшие двадцать лет, есть платежеспособный спрос на продовольствие, есть мировой спрос, есть для этого необходимые земли. Но деградация сельских территорий не позволяет реализовывать этот потенциал. В том числе состояние промышленности и науки не позволяет экспортировать технологии в таком масштабе, чтобы это было действительно значимой статьёй доходов, как участников экономической деятельности, так и государства в целом. Очевидно, что необходимо решить фундаментальные, корневые проблемы экономического уклада, в том числе в сельском хозяйстве. А корень, с моей точки зрения, в том, что у нас очень много сделано в угоду крупному бизнесу. Я не хочу сказать, что это плохо, но когда только для него - это чрезвычайно плохо, это зло».
Съезд, обсудив проект основных предложений для внесения их в работу по формированию Национального проекта «Развитие сельских территорий» принял резолюцию:
- Признать необходимым и целесообразным создание Национального проекта «Развитие сельских территорий».
- Просить Президента РФ поддержать инициативу заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Гордеева и подписать Указ о создании Национального проекта «Развитие сельских территорий».
- Рекомендовать органам МСУ, научным, образовательным и бизнес сообществам, а также региональным Общественным организациям, принять активное участие в обсуждении материалов Съезда и формировании региональных и муниципальных экспертных групп для организации взаимодействия с региональными профильными министерствами и последующей совместной разработки «Дорожных карт» по реализации планов развития сельских территорий.
- Признать поставленные Президентом РФ в майских Указах ориентиры, о Национальных проектах, и задачи Указа № 204, безальтернативными и реальными к исполнению.
- Утвердить предложения ОД «Федеральный сельсовет» и рекомендовать их Правительству РФ для принятия в работу над Национальным проектом «Развитие сельских территорий».