+7 (495) 662-69-96

г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26Б стр. 3
3-й этаж, офис 23

Главные новости
Реклама

Hilti-Banner

banner-kls

 

 

Сельское хозяйство >> Разработка региональных программ социально-экономического развития

Разработка региональных программ социально-экономического развития

10 октября 2019 года в павильоне № 75 ВДНХ (Москва, пр-т Мира, д. 119) в рамках деловой программы выставки «Золотая осень» прошел круглый стол на тему: «О разработке региональных программ социально-экономического развития».

 

Программы социально-экономического развития могут и должны быть ключевым программными документами, определяющими вектор развития сельского хозяйства в каждом регионе. От того, насколько правильно расставлены в них приоритеты региональной политики, определены приоритетные инвестиционные проекты и источники их финансирования, сформированы требуемые нефинансовые условия для прихода инвесторов зависит скорость развития отрасли, ее структура и вклад в ВРП.

Успешность сельского хозяйства существенно отличается в зависимости от региона. И дело тут не только в климатических условиях или возможностях региональных властей по обеспечению федерального финансирования и льготного кредитования. Конечно, эти факторы важны, но есть и другие инструменты, которые отличают успешные в сельскохозяйственном отношении регионы от их соседей, которые попадают, скорее, в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития.

Цель круглого стола «О разработке региональных программ социально-экономического развития» состояла в том, чтобы понять, чем различаются стратегии различных регионов, и найти рецепты, которые помогут ускорить развитие сельского хозяйства в тех местах, где отрасль сейчас чувствует себя не очень комфортно.

 Модераторами круглого стола выступили:

- Заутер  Андрей Валерьевич, партнер компании Strategy Partners, практика «Ресурсы»;

- Белов Артем Сергеевич, генеральный директор национального союза производителей молока «Союзмолоко».

Мероприятие открылось кратким приветственным словом заместителя Министра сельского хозяйства РФ Елены Владимировны Фастововой. Она напомнила участникам круглого стола, что Минсельхоз РФ единственное министерство, которое создала фонд в 1 млрд руб. для распределения стимулирующих субсидий регионам для их развития. Поскольку единой идеи развития не существует, заместитель Министра предложила регионам в формате общения рассказать о своих креативных идеях.    

 

-

 

С докладом «Разработка программ социально-экономического развития в Калужской области» выступил заместитель Министра сельского хозяйства - начальник управления по перспективному развитию АПК и маркетингу Калужской области Дмитрий Сергеевич Удалов: «В начале своего выступления хочу совершить небольшой, экскурс в историю ровно на десять лет назад. Именно тогда постановлением Правительства области была утверждена «Стратегия социально-экономического развития 2030 года».

И вот её основные моменты:

  1. Ядром Агропромышленного кластера могут стать крупные пищевые производства, в том числе новые (с участием иностранного капитала) и крупные сельхозпредприятия, способные освоить московский рынок, поставляя на него продукцию глубокой переработки.
  2. Необходимым условием создания кластера является привлечение в регион крупных игроков федерального уровня: агрохолдингов, перерабатывающих предприятий и торговых сетей.
  3. Калужская область, учитывая ее конкурентные преимущества, может стать одним из основных поставщиков молочной продукции для Москвы.
  4. Кроме молочной специализации безусловным лидерским направлением Калужской области является производство охлажденного мяса.

Несколько слов о нашем потенциале, это: 225 организаций, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, 45 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 750 К(Ф)Х и 101 ЛПХ. Общая площадь сельскохозяйственных угодий 1 136 тыс га, из них пашня - 849,1 тыс га. Среднегодовой рост валовой продукции за последние десять лет составил 5,1%, в сельскохозяйственных организациях - 10 %.

В настоящее время, динамика развития Агропромышленного комплекса, включая малые формы хозяйствования, наглядным образом свидетельствует и правильном, своевременном и самое главное эффективном механизме их Государственной поддержки. По состоянию на 01.10.2019 г. на государственную поддержку выплачено 1 415 млн руб., в т. ч. из областного бюджета - 480,1 млн руб., федерального бюджета - 934,9 млн руб.

Безусловно, государственная поддержка как таковая играет огромною роль, однако для созданий условий комплексного развития Агропромышленного комплекса и получения синергетического эффекта необходимым условием является координация усилий всех органов власти и институтов развития.

В Калужской области данная работа встроена следующим образом:

  1. Использование ресурсов муниципальных образований области по средствам заключения ежегодных соответствующих соглашений.
  2. Взаимодействие с министерствами финансово-экономического блока.
  3. Организация совместной работы с Агентством развития бизнеса (до не давнего времени Агентством развития АПК).
  4. Взаимодействие, с кредитными организациями включая Государственный Фонд поддержки предпринимательства.
  5. Сотрудничество с Торгово-промышленной палатой.
  6. Использование ресурсов Законодательного Собрания.
  7. Привлечение к работе коммерческих организаций, для которых Агропромышленный комплекс является существенным рынком сбыта.
  8. Взаимодействие с министерствами дорожного хозяйства, здравоохранения, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки и труда и социальной защиты.

Это дает возможность концентрировать меры государственного регулирования в социальной сфере на сельских территориях, на которых осуществляются проекты развития сельскохозяйственного производства.

Одновременно решаются срочные и перспективные задачи кадрового обеспечения агропромышленных предприятий.

Иными словами, можно говорить о состоявшейся системе взаимодействия органов государственной власти Калужской области, бизнеса и институтов развития, призванной создать максимально благоприятные условия для развития агропромышленного производства и привлечения инвестиций.

На сегодня наш инвестиционный портфель составил 84 млрд руб., с годовым приростом - 17,8 млрд руб., в том числе 43,5 млрд руб. - частные средства и 40,5 млрд руб. - кредитные средства.

Молочное скотоводство для области традиционно является одной из главных и приоритетных отраслей животноводства. За прошлый год Калужская область заняла 1 место в Российской Федерации по темпу роста производства молока. Именно в молочном скотоводстве в 2019 году реализуется целый ряд перспективных проектов. В настоящее время уже работает более 60 современных животноводческих комплексов. Более 70% от общего количества животных сельскохозяйственных предприятий содержится по технологии беспривязного содержания, доение коров осуществляется в 55 доильных залах. Смонтировано и введено в эксплуатацию 128 роботизированных установок различных модификаций, в области функционируют 36 роботизированных молочных ферм. По прогнозной оценке будет произведено более 400 тыс тонн молока с ростом производства более 16%, при среднем надое 7 958 кг.

Наш Губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов ставит перед нами задачу произвести один миллион тонн молока. Абсолютно уверен, что эту задачу мы решим, тому подтверждением является значительное количество новых интересных инвестиционных проектов.

Развитие специализированного мясного скотоводства имеет для нас стратегическое значение и не только по тому, что так было написано в Стратегии, а потому, что наши природно-климатические условия наиболее подходят для развития данной отрасли. Рост объемов производства составляет 14,5%. В области сформирован массив специализированного скота мясного направления продуктивности общей численностью более 88,2 тыс голов, что почти в 40 раз больше по сравнению с годом написания Стратегии.

В 2014 году было заключено соглашение с компанией «Мираторг» о создании восьми крупных ферм на 4 400 голов маточного поголовья каждая. На сегодняшний день ООО «Брянская мясная компания» хозяйственную деятельность осуществляет на территории 11 муниципальных районах Калужской области. В мясное скотоводство стал активно включаться малый сельский бизнес. Сегодня уже создано 22 семейных фермы мясного направления и более 48 мясных ферм начинающих фермеров.

Отдельное направление это инвестиционные проекты в растениеводстве. В особой экономической зоне «Калуга» ООО «Агро-Инвест» реализует проект строительства тепличного комплекса. Общей площадью теплиц более 100 га. Кроме того, в отрасли растениеводства активно развиваются грибоводство и садоводство.

В настоящее время приятно отметить, что грантовой метод развития малых форм хозяйствования показал свою высокую эффективность. В Калужской области программы развития семейных животноводческих ферм и поддержки начинающих фермеров работают эффективно и результативно, о чем свидетельствует рост производства объемов. С 2012 года ежегодный рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ составляет 12-15%. С 2012-2018 годы на их реализацию было направлено 917 млн руб. (в том числе 510 млн руб. из федерального бюджета и 406 млн руб. из областного).

В мероприятиях программ приняли участие 362 фермерских хозяйства и 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива. За период действия программ грантовая поддержка предоставлена 80 семейным животноводческим фермам на базе КФХ в размере 633 млн руб. (в среднем по 7,9 млн руб.). По итогам конкурсного отбора гранты получили 261 начинающий фермер.

В текущем году в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» в августе текущего года был проведен конкурс «Агростартап». Гранты предоставлены - 21 участнику.

Особо хочу отметить совместную работу с Калужским союзом потребительских обществ. Начало нового этапа сотрудничества было положено еще в 2007 году, когда нашим министерством была разработана долгосрочная целевая программа «Развитие потребительской кооперации в Калужской области до 2012 года» с принятием данной программы районные потребительские общества стали получать государственную поддержку. В 2018 году получено субсидий по всем мероприятиям программы 12,4 млн руб. Вложено собственных средств 8,4 млн руб. В 2019 году на указанные мероприятия предусмотрено 17 260 тыс руб.

Уверен, что решить задачу комплексного развития АПК можно лишь мобилизовав все возможности».

С презентацией «Как аналитика больших данных помогает бизнесу производителей сельскохозяйственной отрасли» выступил заместитель Главы администрации Тамбовской области Сергей Владимирович Иванов: «С 2010 года мы расставили приоритеты, заложили показатели практически до 2020 года. И теперь их приходится выполнять.  Решили, что приоритет - садоводство. Мы стали давать из бюджета субсидии на раскорчевку до 100%.

В Тамбове с молоком не очень получается - инвесторы не идут, но мы туда системно направляем средства на приобретение молодняка КРС. Раньше субсидировали только российский скот, сейчас пришлось и закупку иностранного - не хватает отечественного скота. Мы проводим анализ по рынку области. Мы не отказываемся от молока. Я сегодня встречался с инвесторами. Но чтоб реализовать молочный проект, нужно очень много условий. И это минимум рабочих мест. Стараемся пользоваться единой субсидией правильно.

Мы за счет областного бюджета подводим инфраструктуру, чтобы создать рабочие места. Средняя зарплата в сельском хозяйстве выше среднеобластной - 33-34 тыс руб. Такое есть в единичных регионах.

После раскорчевки стали давать субсидии на приобретение сушилок. Производители начали выращивать больше кукурузы и за свой счет строить мощности по хранению.

Для нас приоритет - мясо скота и птицы. Мы построили крупные предприятия по мясу, провели огромную работу, ввели кучу рабочих мест». 

Как подчеркнул заместитель директора Департамента экономики Минсельхоза России Алексей Николаевич Павлюченко: «Невозможно развитие без инвесторов, особенно точечные инвестиции, чтобы развить уже развитые регионы. Министерство предусмотрело дополнительную господдержку для регионов по тем направлениям, которые они сами выберут».

Он привел список регионов с низким уровнем социально-экономического развития, получивших господдержку: республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва и Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области.

Далее дискуссия прошла в формате «открытого микрофона», где свое мнение мог изложить любой участник круглого стола.

 

 



Партнеры

>