+7 (495) 662-69-96

г. Москва, ул. Ярославское ш., д.26Б стр. 3
3-й этаж, офис 23

Реклама

Hilti-Banner

banner-kls

 

 

Торговля / Предпринимательство и бизнес >> Перспективы развития GR-коммуникаций в России

Перспективы развития GR-коммуникаций в России

4 сентября 2018 года в зале «библиотека» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (Москва, ул. Ильинка, д. 6/1) прошла экспертная конференция: «Власть и бизнес: взаимодействие в поисках национального развития». 

 

 

Цель мероприятия – найти оптимальные стратегии развития отношений государства и предпринимательского сообщества в контексте стратегической цели России войти в пятерку крупнейших экономик мира.

Поводом к обсуждению стало первое аналитическое исследование взаимоотношений власти и бизнеса в Российской Федерации, сделанное на основе анкетирования российских предпринимателей (владельцев и руководителей компаний реального сектора) международной консультационной группой Prime и факультетом политологии МГУ им. Ломоносова при поддержке ТПП РФ.

Исследование является частью глобальной аналитики по теме GR-коммуникаций в крупнейших экономических державах.

В работе экспертной конференции приняли участие:

- Небренчин Сергей Михайлович, заместитель директора Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ;

- Салий Денис Александрович, руководитель представительства Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации;

- Ляпоров Владимир Николаевич, автор программы «Профессиональная деятельность в сфере государственного управления, публичного администрирования» (МГУ), кандидат политических наук;  

- представители государственных, общественных, научных организаций, акционеры и руководители российских производственных, финансовых и сервисных компаний.

От имени Торгово-промышленной палаты Российской Федерации участников экспертной конференции поприветствовал С.М. Небренчин.

Затем слово было предоставлено Д.А. Салию, который сообщил, что Представительство Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации в Москве создано в целях всестороннего углубления экономических, торговых, научных, культурных, образовательных, спортивных, информационных связей Калининградской области, а также реализации достигнутых региональных и межправительственных соглашений. 

Представительство оказывает содействие в повышении инвестиционной привлекательности Калининградской области, а также содействие рекламе, экспорту  товаров и услуг, производимых на территории Калининградской области, организации выставок, ярмарок и аукционов.

В части межрегиональной и международной деятельности Представительство обеспечивает связи Калининградской области в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях с субъектами Российской Федерации, а также субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Представительство осуществляет консультирование заинтересованных лиц по вопросам сотрудничества с Калининградской областью, оказывает содействие поиску для различных деловых структур партнеров на территории Калининградской области, содействует созданию и функционированию совместных предприятий, внедрению в экономику области передовых технологий, насыщению рынка Калининградской области высококачественными товарами и услугами.

Выступление Д.А. Салия стало реальным примером взаимодействия власти и бизнеса.

С основной презентацией экспертной конференции выступил В.Н. Ляпоров: «Презентация состоит из двух частей. В первой части показано, что Россия вписана в глобальный контекст, и те проблемы, которые существуют в России, существуют везде. Во второй части мы ознакомим с теми результатами, которые мы получили в ходе этого исследования».

Определение Government Relations (GR): Деятельность, направленная на предотвращение вероятных угроз от действий политических игроков (стейкхолдеров) и реализацию потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях.

Компетенции GR-специалиста: понимать сложные проблемы и вырабатывать конкретные решения; готовить концепции коммуникаций, которые станут основной программы действий компании.

Government Relations является продолжением маркетинговых коммуникаций, если понимать маркетинг как деятельность, направленную на создание, продвижение, доставку коммерческих предложений, имеющих ценность для потребителя, клиентов, партнеров, общества.

GR-тренды:

- рост влияния государственных регуляторов на бизнес на фоне стремительного роста политических рисков. В России тенденция реализуется в наиболее «концентрированном» виде;

- дезинтеграция международного регулирования и развитие «экономического национализма» (IMF);

- поляризация национальных экономик на глобализированную и неглобализированную составляющие, между которыми нарастают противоречия;

- активная интервенция государственных регуляторов в экономическую жизнь – ужесточение госрегулирования в сфере финансов и высоких технологий;

- нарастающий системный конфликт национальных регуляторов и компаний «новой экономики»;

- цифровизация государства (матричное государство) – установление национального кибер-суверенитета;

- изменение форматов взаимодействия бизнеса и госрегуляторов через системы государственных услуг.

Эффективность инвестиций в GR. Wall Street Journal: проанализировал частные (непубличные) компании мира, поддержанных венчурным капиталом, и пришел к выводу, что для 50% из них отношения с правительством является ключевым фактором как успеха в бизнесе, так и важнейшим фактором, влияющим на рыночную стоимость. Чем более инновационна компания, тем более ощутимой становится ее зависимость от отношений с властями. Крупные зарубежные компании увеличиваю инвестиций в GR:  Apple + 51%, Facebook + 32%. Google + 17%, Amazon + 16%, Oracle + 44%, Lockheed Martin +6%.

В России отношение к инвестициям в GR отличаются от мировых тенденций. Результат опросов руководителей российских компаний среднего бизнеса показал:

- 75% оценивают влияние госрегуляторов как высокое или очень высокое;

- 77% уверены в том, что влияние госрегуляторов возрастет в перспективе 2-3 лет;

- 43% компаний имеют постоянного ответственного за GR (в среднем частном бизнесе – менее 20%).

Диагноз: разрыв логики. Причины: Лоббистская и GR деятельность носит фрагментарный характер («по запросу», «по мере возникновения проблем»), не очевиден постоянный функционал GR-отдела. Не сформулированы критерии эффективности и не ясна система измерения эффективности GR.

Результат опросов руководителей российских компаний среднего бизнеса:

- 90,4% считают, что нормативы и законы в их отрасли нуждаются в коррекции;

- 80% уверены, что законодатели не учитывают их интересы;

- 71% считает, что госрегулирование оказывает негативное воздействие на их бизнес;

- 34% пробовали применить какие-либо легитимные механизмы представления своих интересов.

Диагноз: бездействие, неиспользование доступных инструментов. Не существует адекватного системного «стыковочного» механизма практического взаимодействия между бизнесом и властью. Это существенный барьер модернизации экономики и реализации президентского плана вхождение в топ-5 мировых экономик.

Далее В.Н. Ляпоров перешел к теме лоббизма.

Определение лоббизма (Федеральный закон США о лоббизме, 1995 г.)

Письменный, устный или электронный контакт с представителем исполнительной или законодательной власти с целью:

1) разработки, изменения, принятия законов (включая законопроекты);

2) формулирования, изменения, принятия норматива, указа, программу, позиции правительства.

Лоббисты являются, прежде всего, экспертами в вопросах государственного управления – его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Обеспечивают информацией, отстаивают политические позиции и защищают экономические, социальные и специальные «философии».

Кроме того, будучи основным звеном связи с творцами политических решений, они органически включены в планирование и реализацию соответствующих стратегий достижения политических целей.

Легализация лоббизма повышает доверие граждан и бизнеса к процессу принятия управленческих решений.

Без правового закрепления основ и принципов лоббизма невозможно победить коррупцию и добиться доверия общества к государственным институтам.

На основании проведенных исследований В.Н. Ляпоров сделал вывод: «Легализация лоббизма не имеет альтернативы в современной социально-политической системе, но маловероятна в России».

Презентация вызвала большой интерес у участников экспертной конференции.

 



Партнеры

>