12 февраля Иркутск принимал экспертов дорожной отрасли со всей России. Более 160 участников, 80 компаний из 15 регионов нашей страны. Среди гостей Межрегиональной практической семинар-конференции «Сибирские дороги», посвящённой развитию дорожной отрасли в Сибири и на Дальнем Востоке, – заказчики, топ-менеджмент подрядных организаций, производители материалов, руководители дорожно-строительных лабораторий.
Участники – такие крупные игроки дорожно-строительного рынка, как ООО «Роснефть-битум», ООО «Битум», АО «Труд», ООО «НПФ-Бастион СПб», ООО «ОМ», ООО «Газпромнефть-Битумные материалы», ООО «Уралхимпласт-Амдор» и другие.
За 8 часов плотного рабочего графика прозвучали более 20 докладов по современному лабораторному оборудованию, новым технологиям восстановления дорог, применению теплых асфальтобетонных смесей, производству битума по новым стандартам.
- Для нас как производителей битумных материалов важно понимать, чем живет дорожная отрасль, какие у нее проблемы, и мы сами, являясь частью этой отрасли, можем каким-то образом реагировать, выражать свое экспертное мнение. Поскольку в Иркутске таких площадок не очень много, при этом город является центром важнейших транспортных артерий России, здесь этот вопрос сегодня очень актуален, – отметил Антон Горбатовский, руководитель направления ООО «Газпромнефть-Битумные материалы».
Блок «ПНСТ» был посвящен главной теме мероприятия, волнующей как заказчиков, так и подрядчиков – внедрению новых Предварительных национальных стандартов (ПНСТ). Уже в этом году на смену им должны прийти обновленные ГОСТы, по которым будет работать вся дорожная отрасль России. К новым стандартам у экспертов масса вопросов.
В частности, сегодня по ПНСТ 183-2016 требования по морозостойкости щебня, для приготовления асфальтобетонной смеси, возросли в четыре раза с F50 до F200, что исключает возможность использования уже разработанных карьеров. К примеру, на сегодняшний день в Амурской области, Забайкальском крае и в Республике Саха (Якутия) нет разработанных притрассовых карьеров, способных предоставить щебень марки по морозостойкости F200, результаты геологоразведочных работ также говорят о том, что в указанных областях практически отсутствуют породы, соответствующие новым требованиям.
- По этому вопросу мы добиваемся изменений с прошлого года. Нам пообещали, что внесут их при разработке ГОСТов, но самих ГОСТов на данный момент просто нет. Строительный сезон очень короткий, и, если данные стандарты не успеют принять до первого июня, у нас не будет возможности работать, не нарушая федеральный закон и закон по Техническому регламенту Таможенного союза – мы либо нарушаем, либо полностью останавливаем асфальтобетонные работы. Как быть с этой коллизией, мы и пытались разобраться, что называется, «всем дорожным миром», рассказывает модератор блока, Главный технолог начальник Центральной строительной лаборатории АО «Труд» Анатолий Тараненко.
- На конференции были подняты крайне актуальные для дорожников темы. Взять, к примеру, битум: мы работали с маркой 90/130, а сегодня требуется 100/130. По показателям марка немногим отличается, а стоимость выше минимум на две тысячи. При этом в смете заложены условно 16 тысяч рублей за тонну, а мы покупаем за 25 тысяч. И это очень сильно сказывается на себестоимости.
Или та же морозостойкость щебня для асфальтобетона. Исследования показывают, что для условий Сибири и Дальнего Востока подходит щебень для асфальтобетона с морозостойкостью F50, требование по морозостойкости F200, прописанное в ПНСТ, завышено в 4-5 раз. При этом, так как у нас нет нужных карьеров, инертные материалы придется завозить из европейской части, а это большие затраты. Заказчики, во многом, разделяют нашу позицию, но стандарт есть стандарт – если он вступает в силу, контролирующие органы обязаны требовать его исполнения.
Желание обсудить с коллегами этот круг проблем и вызвало неожиданно большой интерес к конференции, подчеркивает главный инженер – первый заместитель генерального директора АО «Труд» Юрий Кибирев.
Жаркие обсуждения продолжались не только в конференц-зале, но и в перерывах между блоками. Их закономерным итогом стала резолюция, подписанная участниками мероприятия. Подписи под документом поставили представители 42 компаний. Резолюцию направят в «Росавтодор», разработчикам стандартов и во все заинтересованные ведомства. Организаторы конференции уверены, что мнение такого представительного сообщества разработчики не смогут проигнорировать и надеются, что их позиция будет учтена при принятии ГОСТов.