10 ноября 2020 года в рамках Съезда Союза транспортников России и деловой программы «Транспортной недели – 2020» состоялось заседание общероссийского Круглого стола по вопросам дорожного хозяйства.
В работе Круглого стола, подготовленного с участием основных отраслевых ассоциаций и союзов, приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы ФС РФ, федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами, подрядных, проектных, научных и образовательных организаций, производители дорожно-строительных материалов и техники, общественных организаций дорожного хозяйства - 209 человек из 54 субъектов Российской Федерации.
Модерировал работу Круглого стола генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игорь Старыгин.
С приветственным словом к участникам Круглого стола обратились Президент Союза транспортников России, первый заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы ФС РФ Виталий Ефимов, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Дмитрий Лаптев.
На Круглом столе выступили представители Министерства транспорта РФ, Государственной Думы РФ, Федерального дорожного агентства, руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами, подрядных, проектных и общественных организаций дорожной отрасли, а также эксперты из научных, учебных заведений и предприятий, производящих строительные материалы.
Участники круглого стола рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных с реализацией национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и возникающими при этом проблемами.
О ходе реализации национального проекта «БКАД» и стратегических направлениях развития дорожного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года рассказал Волков Григорий Андреевич, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России.
Основным мерам поддержки, направленным на обеспечение устойчивого функционирования дорожного хозяйства в 2020 году и на перспективу 2021 – 2023 годов было посвящено выступление Сергея Юрьевича Тена, депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
К участникам заседания обратился Афонский Владимир Игоревич, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству.
Игорь Иванович Старыгин представил доклад об основных задачах по развитию дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации.
Леонид Васильевич Ребриков, начальник отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России, представил участникам совещания информацию о реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности на автомобильных дорогах.
Ушаков Виктор Васильевич, МАДИ, в своем выступлении говорил о проблемах отрасли в части применения различных дорожно-строительных материалов.
По итогам работы Круглого стола принята Резолюция.
Резолюция Круглого стола по вопросам дорожного хозяйства
Участники Круглого стола отмечают, что современное состояние дорожного хозяйства, стратегические цели и задачи развития транспортного комплекса определены Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Для решения поставленных задач необходимо обеспечить реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ведомственных проектов и ведомственных целевых программ государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
В 2020 году масштабным вызовом, как для мировой, так и для отечественной экономики стало распространение новой коронавирусной инфекции. В сложившихся условиях дорожное хозяйство продолжает работать стабильно, планомерно обеспечивая бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автодорогам страны, повышая доступность и качество транспортных услуг для населения.
По состоянию на 1 января 2020 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 1542,2 тыс. км (в том числе грунтовые – 453,1 тыс. км), из них автомобильные дороги федерального значения – 57,3 тыс. км, регионального или межмуниципального – 508,2 тыс. км, местного – 976,7 тыс. км. Доля автомобильных дорог общего пользования федерального значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 87,4%, регионального – 44,2%, местного – 52,0%. Протяженность автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с осевой нагрузкой до 6 тонн/ось составляет 244,4 тыс. км или 48,1%. Объем финансирования дорожных работ в стране в 2020 году запланирован в размере свыше 2 трлн. рублей. Объем расходов на дорожное хозяйство в субъектах Российской Федерации с учетом почти 300 млрд. рублей субсидий и иных межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ составит 1,4 трлн. рублей (из них почти 30 % приходится на долю городов федерального значения и Республику Крым).
Участники Круглого стола отмечают, что современное состояние дорожного хозяйства характеризуется:
- стабильно растущим с 2014 года объемом финансирования дорожного хозяйства, в том числе за счет финансовой поддержки дорожного хозяйства субъектов РФ из средств федерального бюджета;
- переработкой и введением в действие актуализированной нормативно - правовой и нормативно - технической базы дорожного хозяйства;
- возросшими темпами внедрения современных технологий;
- возросшими объемами дорожных работ по приведению автомобильных дорог регионального и местного значения в нормативное состояние;
Вместе с тем, участники Круглого стола отмечают:
- нормативная обеспеченность в 2020 году работ по содержанию автодорог регионального значения составляет 43,7%, по ремонту – 51,0%, по капитальному ремонту – 5,3%.
- неравномерность в развитии дорожной сети и отсутствие круглогодичной транспортной доступности населенных пунктов в сельской местности и объектов сельхозпроизводства; - высокий уровень износа искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального и местного значения;
- необходимость увеличения объемов работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в целях повышения их транспортно-эксплуатационных характеристик, соответствующих современным нагрузкам;
- недостаточность конкуренции на рынке дорожных работ;
- несоответствие сметных нормативов фактическому уровню цен и, как следствие, отсутствие развития дорожных организаций;
- недостаточные темпы внедрения цифровых технологий;
- недостаточное количество высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, особенно механизаторов.
В процессе обсуждения участники Круглого стола пришли к единодушному мнению о необходимости государственного регулирования в сфере дорожного хозяйства, обеспечивающего устойчивость функционирования отрасли для удовлетворения потребности населения и участников экономической деятельности в доступных, качественных и безопасных дорогах.
Предложения участников Круглого стола в адрес Съезда Союза транспортников России
- Предложения по поддержке бизнеса в условиях пандемии. В целях реализации в полном объеме национальных проектов и федеральных целевых программ, направленных на создание безопасных и качественных автомобильных дорог в России, модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры в условиях эпидемиологической ситуации, вызванной пандемией коронавирусной инфекции, несмотря на реализуемый Правительством РФ объемный пакет мер поддержки бизнеса в условиях пандемии, полагаем необходимым принятие ряда дополнительных решений для предприятий и организаций, работающих в дорожном хозяйстве, среди которых:
- Обеспечить стабильное финансирование дорожного хозяйства в 2021 году, что также станет поддержкой отрасли и более 20 смежных с ней отраслей промышленности;
- Рассмотреть возможность компенсации затрат подрядных организаций на выполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий за счет отчислений в фонд социального страхования;
- Продлить до конца 2021 года мораторий на применение штрафных санкций к подрядчикам по контрактам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств при наличии объективных причин, для чего внести изменения в часть 42.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), предусматривающие, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
- Внести изменения в федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленные на уменьшение банковского давления на подрядные организации в сфере дорожного хозяйства и предусматривающие замену банковской гарантии выписками из реестра членов соответствующей саморегулируемой организации, предоставляемыми участником закупки при заключении контракта на проведение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту объектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения исполнения контракта, в том числе, исполнения гарантийных обязательств, поскольку возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по контракту, предметом которого является проведение работ по проектированию, строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора, регулируется статьей 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- Внести изменения в федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающие закрепление в государственных и муниципальных контрактах ответственность генподрядчика за нарушение сроков оплаты по договорам с субподрядными организациями (аналогичную для заказчиков при нарушении сроков оплаты по контрактам).
- Предложения, направленные на дальнейшее развитие дорожного хозяйства.
- Обеспечить сохранность автомобильных дорог, исключить движение по автомобильным дорогам транспортных средств со сверхнормативными нагрузками, ведущее к преждевременному износу и разрушению автомобильных дорог:
- обратить внимание всех добросовестных грузоперевозчиков на высокую социально-значимую позицию представителей грузоотправителей, грузоперевозчиков и грузополучателей, подписавших Хартию о восстановлении добросовестной конкуренции на всем рынке грузовых перевозок автомобильным транспортом и формировании нетерпимого отношения к компаниям, нарушающим налоговое, административное и отраслевое законодательство РФ и призвать присоединиться к хартии. (Хартию уже поддержали 2894 участника из 57 регионов страны. Информация доступна на сайте Хартия-атс.рф);
- считать целесообразным развитие системы весогабаритного контроля, в том числе автоматического;
- расширить практику проведения регулярных контрольных мероприятий сотрудниками Ространснадзора;
- уточнить нормы законодательного регулирования вопросов весогабаритного контроля, исключающие уход от ответственности недобросовестных перевозчиков, в том числе предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (изменения в статью 4.5 КоАП РФ, предусматривающее ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ.)
- Законодательно закрепить правоотношения, возникающие между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог, исключающие дополнительные обременения организаций дорожного хозяйства за счет применения монопольных ведомственных расценок владельцев инженерных коммуникаций, в иных случаях значительно превышающих стоимость работ по переустройству коммуникаций, утвержденную по государственным расценкам и прошедшую государственную экспертизу.
- В целях обеспечения долговечности дорожных конструкций со сроком службы не менее 30 лет разработать и приступить к реализации Плана мероприятий по расширению практики применения цементобетона при строительстве автомобильных дорог, что также позволит в значительной степени снизить эксплуатационные затраты на ремонт и содержание дорог.
- Завершить переход на применение в ходе дорожных работ, как на федеральных, так и региональных автомобильных дорогах, стандартов, входящих в доказательную базу Технического регламента Таможенного Союза 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" до конца 2020 года. Это будет способствовать как повышению качества дорожных работ, так и снижению их стоимости.
- Ввести институт предварительной квалификации при выборе подрядной организации на выполнение дорожных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту путем определения понятия «предварительный квалификационный отбор» и утвердить Постановлением Правительства Российской Федерации предлагаемый порядок проведения предварительной квалификации в дорожной отрасли, расширив действие статьи 57 «Особенности проведения двухэтапного конкурса» федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Внести изменения в постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (ред. от 01.10.2020) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» с целью определения расчета стоимости работ за проведение экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости капитального ремонта линейных объектов.
- Внести в Градостроительный кодекс РФ понятия «Обоснование инвестиций» и «Рабочая документация» как отдельных стадий проектирования.
- Усовершенствовать антидемпинговый механизм при проведении конкурса на право проводить проектные работы, наделив заказчика правом использовать дифференцированную систему оценки заявок в зависимости от ценового предложения участника и распространить действие части 7 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ на конкурсы (в том числе двухэтапные), объектом которых является закупка проектных работ.
- Создать правовую основу функционирования «единого окна» для получения исчерпывающих исходных данных в строительстве по типу многофункциональных центров «Мои документы» на основе Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). С этой целью:
- придать соответствующий статус, обеспечивающий отсутствие необходимости получения сведений из иных источников при выполнении предпроектных, проектных и строительно-монтажных работ;
- закрепить обязанность уполномоченных органов власти и организаций вносить в ИСОГД сведения, необходимые для выполнения указанных работ;
- обеспечить заказчикам строительства прямой и простой доступ к сведениям ИСОГД;
- обеспечить правовую защищенность решений, принятых на основании сведений ИСОГД, в случае не внесения уполномоченными органами власти и организациями необходимых данных в информационную систему;
- исключить возможность установления уполномоченными органами власти новых зон с особыми условиями использования территории, которые затрагивают ранее установленные границы размещения объектов капитального строительства.
- С целью совершенствования системы ценообразования и обеспечения ее соответствия реальным затратам при проведении дорожных работ считать необходимым:
- ускорить работу по формированию нового обоснованного и достоверного базисного уровня цен по состоянию на 01.01.2021. Внести корректировки в Федеральный сборник сметных цен (ФССЦ) в части современных дорожно-строительных материалов, в том числе на асфальтобетонные смеси по новым стандартам;
- предусмотреть на законодательном уровне дальнейшее использование субъектами Российской Федерации Территориальных единичных расценок (ТЕР) и Территориальных сборников средних сметных цен (ТССЦ), с учетом их актуализации и пересчета в новый базисный уровень цен по состоянию на 01.01.2021;
- разработать и обновить сметные нормативы в области дорожного проектирования, в том числе пересмотреть нормативы с привязкой начисления накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП) от стоимости строительства, а не от фонда оплаты труда;
- ускорить разработку ресурсно-технологических моделей (РТМ) по объектам строительства «Автомобильные дороги» для каждого региона. Незамедлительно пересмотреть индексы по объектам «Автомобильные дороги» в целом и по элементам затрат, формирующие инвестиционную стоимость объектов.