16 мая 2014 года в зале 830 ГД РФ (Москва, Георгиевский пер., д. 2) прошло заседание Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «О законодательных инициативах по защите интересов СРО в строительстве».

Вел заседание Председатель Экспертного Совета — Владимир Иосифович Ресин.

В повестке заседания было два вопроса:

— Предложения     по     совершенствованию     законодательства     о саморегулировании в строительной отрасли;

— Институт саморегулирования сегодня: обмен опытом, взгляд со стороны.

 

По первому вопросу с докладом: «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениям», который направлен на защиту средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций и изменение порядка их размещения» выступил руководитель Аппарата Национального объединения  проектировщиков (НОП) — Антон Михайлович  Мороз. Тему продолжил Председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных    технологий Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) — Юрий Иванович Мхитарян, выступивший с докладом: «О защите компенсационных фондов СРО и внесение изменений, дополнений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации».

Доклады вызвали большой интерес. Разгорелась дискуссия, в которой приняли участие:

— Сиэрра Елена Одулиовна, заместитель министра строительства и ЖКХ России;

— Москвин-Тарханов Михаил Иванович, Председатель комиссии Думы по перспективному развитию и градостроительству;

— Кутьин Николай Георгиевич, Президент НОСТРОЙ;

— Пономарев Илья Вадимович, руководитель Аппарата НОСТРОЙ;

— Илюнина Юлия Александровна, вице-президент Национального объединения проектировщиков;

— Аверченко Владимир Александрович, Ректор Института изучения проблем саморегулирования.

Далее с докладом: «Предложения и поправки к проектам федеральных законов № 50482-6 и № 225031-6» выступил Президент Национального объединения изыскателей (НОИЗ), Президент Ассоциации «Российское объединение по инженерным изысканиям в строительстве» — Леонид   Григорьевич Кушнир.

По результатам дискуссии в Протоколе заседания Экспертного совета было отмечено:

Требуют актуализации и приведения в соответствие между собой и с основными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК):

— Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

— Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД);

— отраслевые классификаторы;

— перечень видов работ, определенных приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.

Особого внимания заслуживает предложение Института проблем саморегулирования об усилении меры ответственности членов СРО за осуществление   предпринимательской деятельности без соответствующего документа, выданного саморегулируемой организацией и подтверждающего право на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности.

Отсутствует законодательно закрепленное право требования Национальными    объединениями саморегулируемых организаций с применением определенных санкций (в досудебном порядке) выполнения со стороны СРО установленных обязательство по оплате членских взносов.

Требует доработки действующий «директивный» порядок автоматического       включения в Национальные объединения саморегулируемых организаций зарегистрированных СРО без должного контроля со стороны профессионального и предпринимательского сообщества.

Предлагается на законодательном уровне закрепить полномочия
Национальных объединений саморегулируемых организаций по обращению в
суд с иском о защите прав и законных интересов саморегулируемых организаций.

Необходимо ввести запрет на участие члена коллегиального органа управления более чем в одной СРО.

Особого внимания заслуживают предложения экспертного сообщества и Национальных объединений саморегулируемых организаций по координации действий в направлении совершенствования механизмов защиты от недобросовестного предпринимательства, формирования открытых информационных ресурсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие и благоприятную конкурентную среду для градостроительной деятельности.

Экспертный совет принял решение поддержать законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», подготовленный НОП в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 18 марта 2014 года № 37.

Законопроектом предлагается изменить порядок размещения, управления и капитализации средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

С принятием данного законопроекта саморегулируемые организации получат возможность направлять средства компенсационных фондов на приобретение облигаций АИЖК и облигаций с залоговым обеспечением, выпущенных в целях финансирования    приобретения построенной в рамках программы «Жилье для российской семьи» инженерно-технической инфраструктуры. При этом будут сохранены интересы саморегулируемых организаций, и будет предоставлена возможность управлять
средствами компенсационных фондов.

Предлагается рекомендовать Минстрою России совместно с НОП доработать представленный законопроект с учетом заключений, поступивших от Департамента градостроительной политики города Москвы, Рейтингового агентства  строительного комплекса (PACK),  НОИЗ.

По второму вопросу выступил Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета Российского Союза строителей — Александр Васильевич Ишин, сообщивший о взаимодействии НОСТРОЙ с Ростехнадзором.

Академик РАЕН, профессор НИУ Высшая школа экономики, член Наблюдательного совета ООО «Рейтинговое агентство строительного комплекса» — Александр Маркович Карминский выступил с презентаций системы рейтингования организаций строительного комплекса.

Большинство организаций, относящиеся к строительной отрасли и выполняющие работы в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, регулярно сталкиваются с необходимостью доказать инвестору (заказчику), что именно они обладают необходимым потенциалом и достойны выполнять ту или иную работу. Заказчик всегда находится в поиске новой информации и новых возможностей для оценки будущих партнеров. Именно поэтому и заказчики, и исполнители заинтересованы в создании независимого, профессионально и актуального источника информации, каким и является отраслевой рейтинг конкурентоспособности компаний строительного комплекса РФ.

Для всесторонней оценки конкурентоспособности РАСКом был разработан ряд показателей для оценки компаний по пяти направлениям:

— Кадры и квалификация;

— Технико-технологическое обеспечение;

— Финансово-экономическое состояние;

— Деловая репутация и рыночная дисциплина;

— Качество управления компанией.

Каждое из направлений также учитывает от 5 до 10 критериев, которые оцениваются количественно или экспертно.

При разработке критериев использовались научные наработки российских ученых в области рейтингования, материалы предквалификационных отборов крупных компаний, учитывалось мнение заказчиков, строительного сообщества и кредитно-финансовых институтов по значимости тех или иных показателей.

За год работы агентства был проделан огромный объем работы по накоплению и обработке аналитического материала по строительной отрасли РФ. На основании открытой информации было проанализировано около 9 500 изыскательских компаний (присвоено более 3000 рейтингов), 33 500 проектных организаций (присвоено более 16 000 рейтингов) и более 95 000 строительных компаний (присвоено около 48 000 рейтингов), подготовлены аналитические материалы по средним показателям деятельности компаний в разрезе СРО. В марте Агентство начало присвоение контактных рейтингов конкурентоспособности, которые станут важным элементом при принятии решения заказчиками и инвесторами. Подписан ряд соглашений о сотрудничестве с банками и страховыми компаниями.

РАСКом было подготовлено и направлено в профильные министерства и ведомства несколько предложений по совершенствованию законодательства в строительной сфере, направленного на повышения качества работ.

Развитие национальных рейтинговых агентств необходимо сопровождать усилиями законодателей, органов исполнительной власти, банковского и страхового сообщества. Объективные и независимые отраслевые рейтинги агентств в этом плане, безусловно, могут стать одним из важнейших инструментов снижения остроты проблемы информационной открытости, повышения управляемости рисками.

Презентация была с большим интересом воспринята участниками заседания. В Протокол заседания Экспертного совета был внесен пункт:

Рекомендовать Национальным объединениям саморегулируемых организаций в целях повышения уровня результативности института саморегулирования, деятельности СРО и членов СРО, создания современных систем оценки соответствия результатов предпринимательской деятельности и выпускаемой продукции использовать мировую практику внедрения:

— методов рейтингования;

— механизмов добровольной сертификации для подтверждения соответствия требованиям установленных стандартов.